Почему "Заметки о русском" Д.Лихачева не лежат на каждом столе? А вы попробуйте именно эти заметки Лихачева найти. Я мастак по поиску того, чего ни один опытный охотник не сыщет, да и то сдалась. Хотя некоторые книги, в том числе и Дмитрия Сергеевича, предпочитаю в бумажных переплетах, а тут плюнула и решила согласиться на цифровой вариант.
Но даже здесь меня ждал, как говорит молодежь, Облом Петрович.
Отсылку к книге услышала в утреннем эфире в жарком диалоге двух наших сторонников. Кинулась искать. Подумала, уж Лихачев у нас точно на каждой полке магазина. Но книжные нынче забиты битком красивыми обложками, а зайдешь - чего надо днем с огнем не сыщешь.
Итак, "Заметки о русском" я пока не нашла. Зато увидела много замечательных цитат, созвучных моей душе, в доступном для чтения отрывке книги Лихачева:
"Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. А если заболевают беспамятностью целые слои общества? Тогда это неизбежно сказывается и в нравственной области, на их отношениях к семье, детям, родителям и к труду, именно к труду и трудовым традициям".
А если целые народы, Дмитрий Сергеевич!?
*
"Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать широкому читателю об этих корнях, а наши корни – это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура. У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах. (...)
Все, что я пишу далее в своих заметках, – это не результат проведенных мною исследований, это только "негромкая" полемика. Полемика с чрезвычайно распространившимся и у нас, и на Западе представлением о русском национальном характере как о характере крайности и бескомпромиссности, "загадочном" и во всем доходящем до пределов возможного и невозможного (и, в сущности, недобром)".
"Недоброе" нынче, Дмитрий Сергеевич, возведено в абсолют и раздуто до таких масштабов, какие вам и не снились в страшном сне.
***
5 мая 2012 года, в преддверии Дня Победы, я увидела короткую рецензию на фильм "Белый тигр" некого Виктора Мараховского.
Фильм я тогда еще не смотрела, а заметку прочитала.
Приведу несколько позволительных на этой платформе, как говорят, "вегетарианских" цитат:
"Давайте поговорим о новом фильме заслуженного режиссёра Карена Шахназарова "Белый Тигр". Который позиционируется как Подарок Ветеранам и вообще Фильм ко Дню Победы. Разобрать этот фильм важно, потому что это - окончательный диагноз целому поколению творцов. (...)
Иван встречается с "Белым Тигром" раз (проигрывает), второй (вничью), всё движется к развязке, и тут...
И тут – внезапно – ничего не происходит.
Потому что на этом месте с кина окончательно сваливается маска пусть с придурью, но военного фильма - и мы видим звериный оскал артхауса.
И вместо развязки - вдруг Берлин. Где в течение 15 минут немецкое военное командование подписывает Жукову капитуляцию.
Затем подписавшие капитуляцию Кейтель, Фриденбург и Штумпф минут 15 вдруг молча едят клубнику со сливками.
Затем по какой-то раздолбанной немецкой улице минут 15 вдруг наши ведут пленных немцев.
Затем фильм ненадолго, минут на пять, вспоминает про лейтенанта Ивана, который сообщает: "Белый Тигр" затаился, он будет ждать хоть сто лет, но его надо сжечь. (...)"
"... фильм с безжалостной ясностью показывает, что Карен Георгиевич тоже не понимает разницы между собственным шаловливым бессознательным – и тем, что стоит показывать людям. Между своими представлениями о символике смерти - и крупнобюджетным кино про Великую Отечественную, в которой было достаточно ужасов и без выдуманного гусеничного фрейдизма".
"Это, отметим, не только беда Карена Георгиевича. Это беда всего поколения нынешних 60-летних аксакалов искусства, так и не ставших самостоятельными. У них есть все вторичные признаки аксакалов – и возраст, и награды, и должности, и связи. У них нету только того главного, что в традиционном обществе придаёт старикам ценность: они не являются хранителями картины мира. Они её просто не имеют. И когда им в руки дают бюджеты – их беспомощность становится видна всякому".
"... в этот раз мы на День Победы видим большой, неуловимый и непобеждённый фашистский танк, подкрадывающийся сзади и помахивающий огромным толстым белым дулом. Не спрашивайте, победили его в конце или нет. Это не важно. Потому что это был на самом деле не танк. Это был символ, и он что-то там в извилистом внутреннем мире творца символизировал".
***
Интернет-издание "Военное обозрение" - да-да, не удивляйтесь, там без комментариев эта заметка висит по сей день - оставило ссылку на оригинал рецензии.
А сейчас я напомню вам "Белого тигра" Карена Шахназарова, которого не сразу поняли те, кто посмотрел фильм не так давно. Еще меньше тех, кто понял в 2012-м, когда он только вышел на экраны.
А события уже надвигались на нас, как тот супертанк, построенный обществом исключительных цивилизаторов...
Он раздавил за прошедшее время сознание наших соседей, родственников, наших бывших братьев по духу, крови, общей истории.
Я каждое утро - уже с десяток лет - с трудом отхожу от их новостей про нас. Ведь исполняются они исключительно в выражениях: "на болотах у лаптеногих на россии... " Это только из области цензурного. Если я продолжу, например, о брифинге МИДа: "Алголичка Машка своим черноротым ртом..." меня тут быстро ограничат.
Каток, выжигающий каленым железом на своем пути всё, что на них не похоже, продолжает свой путь.
Вот тот монолог у камина, который очень не понравился рецензенту из 2012-го. Два человека. Лицо фюрера мы крупно и явственно видим по мере приближения камеры:
- Война проиграна, я это знаю. Она не просто проиграна - Европа разгромлена. Но можете ли вы себе представить, что будет завтра? Несчастная Германия… Ее обвинят во всех смертных грехах, немецкий народ сделают виновником всего, напишут тысячи книг, найдут тысячи каких-нибудь нелепых документов, придумают сотни воспоминаний, и мы - я и Германия - предстанем перед миром как беспримерные изверги рода человеческого, как исчадия ада. А мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа. Мы сказали: "Раз вы об этом думаете - давайте, наконец, сделаем это". Это как хирургическая операция - сперва больно, но потом организм выздоравливает. Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Разве не в этом была причина всех наших побед? Ведь все знали, что то, о чем они боялись рассказывать даже своим женам, мы объявили ясно и открыто, как подобает мужественному и цельному народу. Они всегда не любили евреев. Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке. Этого кентавра, дикого и чужого Европе - Россию. Я сказал: "Просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда". Разве мы придумали что-то новое? Нет! Мы просто внесли ясность в те вопросы, в которых вся Европа хотела ясности. Вот и все!
С тех пор, как земля вращается вокруг Солнца, пока существуют холод и жара, бури и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба, в том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем,что оно есть, благодаря борьбе. Война - естественное, обыденное дело. Война идет всегда и повсюду, у нее нет начала и нет конца. Война - это сама жизнь. Война - это отправная точка…"
Лицо собеседника так и осталось скрытым в темноте.
Тьма сгущается. Этим кадром заканчивается фильм.
***
Мы увидели лицах этих людей из тьмы сегодня.
Они управляют "Белым тигром". И отлично понимают, что они делают.
А мы? Мы не забыли, за что сражаемся. Или нас, как коллективного Юсина, терзают смутные сомненья?
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Это Анна Ахматова, великий поэт и человек непростой судьбы, как у многих из ее поколения. Но не рванувшая в сторону генерала Власова, хотя, наверное, могла бы...
Её "слово" включает в себя всё, что дорого каждому из нас - от Калининграда (недаром исключительные перекраивают его на Królewiec и показательно меняют указатели на дорогах) до Курил.
Królewiec - для облечения миссии "Белого тигра", сминающего, стирающего народы и культуры.
Он кириллицу не распознаёт.
***
- Война-то закончилась, Найденов.
- Ты слышишь, Иван? Конец войне. Всё.
- Пока я его не сожгу, война не закончится, товарищ полковник.
- Нет его. С того боя за Вислой нет.
- Ждет он. Ждет. И будет ждать двадцать, пятьдесят, может, сто. И выползет. Его надо сжечь. Вы же знаете, что это надо сделать.
***
Надежда у нас сегодня на нашего бессмертного, опаленного огнем вековых боев танкиста.
Карен Шахназаров на самом деле предупредил нас в 2012-м о том, что "Белый тигр" всего лишь затаился.
И вот-вот выползет из своего укрытия. Причем будет оно в том месте, где мы совсем не ждем. Практически в нашем тылу...
- Найденов, как ты был прав! - воскликнул кто-то в комментариях (к тому старому видео, которое заблокировано).
- Теперь я понял эту фразу. Теперь всё стало ясно, - ответил ему другой три месяца назад.
"Они пытались похоронить нас, но они не знали, что мы семена". Пишут, что это мексиканская пословица.
Как хотелось бы думать так про наших людей! Про всех.
Увы, сорняков повылезало немало.
Но мы - сама природа. Мы справимся.