– В последующие дни мы будем усиливать наши упражнения в концентрации. Способности людей к восприятию и переработке впечатлений необыкновенно велики. Мы не развиваем эти способности только из-за природной инертности. Когда ты спросишь, для чего они нужны, я отвечу: для тебя и для мира. Для тебя, потому что ты от этого станешь богаче, будешь быстрее реагировать, у тебя будет лучший ум, и удивительный ассоциативный дар.
А для мира потому, что, когда люди видят, что другой смог из себя сделать благодаря упражнениям, он может стать им примером. Никто не сможет тогда утверждать, что "я этого не могу", потому что ему можно возразить, что никому такие дары просто так не даются, а их нужно в себе выработать. Человек естественным образом становится самокритичным, тихим, мудрым, сдержанным, гармоничным, способным отличать важное от незначительного, он уже не разрывается от своих желаний, является хозяином самого себя и обретает стойкое мужество; не поддаётся влияниям, исследует причины вещей. Быстрее проходит стадии "слабого человека" и "одаренного человека" и становится "мудрым человеком» – так описывают китайцы три стадии развития человека и человечества.
На следующий день, когда Бобик после обеда проделал упражнения слушания и переживания света, в его комнату пришел Бутурлин. Он с собой принёс папку с раскрашенными от руки гравюрами. Они сели рядом. Николай Иванович достал одну гравюру и предложил Бобику одну минуту внимательно рассматривать её во всех деталях.
– Так, а теперь беги на четверть часа в парк, а по возвращении расскажешь мне, что ты видел на картине. – Бобик отправился в сад, при этом пытаясь удержать подробности картины в сознании. По его возвращении Бутурлин спросил его, что представляет собой картина. Бобик перечислял детали, людей, предметы, деревья. Бутурлин слушал. Потом он задавал вопросы. Какой у мужчины был нос, что на нём было надето? Что это были за деревья? Были ли на картине животные или ещё какие-нибудь предметы? Бобику стало ясно, что в общем он картину охватил, но подробности не запечатлелись, вероятно потому что он их недостаточно хорошо рассмотрел. Теперь он рассматривал картину точнее.
Через полчаса его снова спрашивали, и в его памяти запечатлелось уже гораздо больше частностей. Он снова для контроля посмотрел на картину. Потом Бутурлин предложил ему перед сном снова мельком осмотреть картину. В постели он попытался восстановить картину перед мысленным взором. Это ему частично удалось. Не то чтобы он смог воспринять картину в заднике глаза, скорее это было достижение памяти. Утром Бутурлин поздоровался с ним и за завтраком спросил о картине. Бобик закрыл глаза и смог перечислить почти все подробности.
– Я уверен, что до самой старости ты будешь способен представить эту картину. Попробуй упражняться в этом направлении. Мы будем каждый день приниматься за рассмотрение новой картины для контроля и для расширения восприятия, и в конце перед сном, чтобы образ запечатлелся в твоей душе. Но этого недостаточно: учись так же интенсивно и сознательно наблюдать вещи, которые ты встречаешь – будь то картины или мебель, здания или ландшафты, животные или люди. Прежде всего людей: не давай себе ничего от них потерять – их вид, осанку, манеры, их движения и одежду – и ты будешь их понимать, не прибегая к анализу.
Бобик вышел в день с этим новым намерением. С новым сознанием он осматривал портреты, висевшие в Эрмитаже. Он нашел совсем новые черты сходства и соответствия между собой, Сашей и предками. Он в подробностях изучал вышивки золотом и плетеные кружева, причёски париков, тонкие чеканки на доспехах, он погружался в узоры старых атласных обивок и в резьбу на креслах и комодах. Вещи открывались перед ним в совершенно новых и неожиданных значениях.
Вечером он рассказал Бутурлину о своих открытиях и поблагодарил за импульс. Он пообещал, что он будет упражняться дальше в этом направлении. Бутурлин улыбнулся.
– Ты удивишься, к какому совершенству ты сможешь привести твой дар наблюдательности. Некоторые люди могут многое рассказать о других людях, которых ты не знаешь. Может случиться, что ты встречаешь людей на улице, на концерте или в обществе. Благодаря способности, ассоциациям, которые ты извлекаешь из своей души, ты сможешь тотчас узнать: это тот человек, о котором тогда говорили! Как же такое возможно?
– Конечно, такими упражнениями человек развивает в высокой степени проницательность, но можно и проанализировать, и тогда становится ясно: когда человек говорит о другом человеке, он удерживает его перед своим внутренним взором, непроизвольно подражает его выражению лица, движениям, жестикуляции, осанке, а также манере разговора.
– Это ты наблюдал, и неожиданно перед тобой стоит описанный оригинал. Ты можешь его уверенно спросить, не он ли это, и вряд ли ошибёшься. Аналогичным образом ты можешь узнавать стили в строительстве и искусстве, потому что ты так много видел и знаешь их образцы. Пожалуйста, не рассматривай это как интересный спорт или времяпрепровождение, но как нечто, что дает покой твоей душе. – Бобик поклонился старому человеку в глубокой благодарности и пылко поцеловал его руку.
Он снова был приглашен на чай в дом Евдокии Павловны Бутурлиной. Он был очарован этим домом. Построенный в то же время, что и Эрмитаж, он был тёплым и уютным. Комнаты были немного ниже, и в них не было больших окон. Стены были побелены, по стенам висели парадные портреты предков, Бутурлиных, Плещеевых, Гендриковых. Здесь также казалось, что время остановилось в восемнадцатом столетии.
Вся мебель, картины и предметы обихода были в стиле рококо. Только Николай Бутурлин и его жена принадлежали к современности, хотя и не были совсем современными. Они были безвременными. На большом низком столе лежали новые книги и литературные журналы. Бобик только сейчас заметил, что за всё время его жизни в Эрмитаже он не видел ни одной газеты. Они ему не были нужны, но сейчас, при виде журналов, он это осознал.
– У вас нет газет? Но сейчас же война! Что вы об этом знаете? – Бутурлин и его жена улыбались.
– Мы не выписываем газет. Можно жить в гуще времени и давать себе возбуждаться им, а можно посередине этого времени существовать безвременно. Все события сегодняшнего дня длятся только мгновения, и всё находится в постоянном изменении.
– Единственное, что вечно – это Космос, это душа и дух человека. Конечно, должны быть политики и правители, но они преходящи. Мир менее всего может существовать без мудрых, святых и молельщиков. О них не знают, их не замечают, о них не слышат, но они много действительнее, чем все остальные, потому что они единственно неизменны. Мудрый, как Земля и Небо, как и каждый человек, подлежит старению, болезням и смерти, но он несокрушим, его нельзя вывести из равновесия никаким ударом судьбы.
– Самим своим существованием он является примером для многих других. Он прошел такую школу духа, что его слово, его мысли, его совет, его молитва имеют необычайную силу. Зачем ему заниматься мелочами повседневности? Есть или нет война – в каком-нибудь уголке мира всё время люди друг друга убивают.
– Лишь небольшая часть погибает от ножа, револьвера или яда, гораздо большее число медленно умирает от ненависти, зависти, недоброжелательства, отсутствия любви, недоверчивости и клеветы, но об этих смертях не пишут в газетах. Сегодня там есть что-то одно, завтра будет нечто другое. Ты можешь для забавы взять газету 1793 года и прочесть кому-нибудь. Если ты подберёшь подходящие места, могут подумать, что всё происходит сегодня.
– Поэтому не считай нас, пожалуйста, за старомодных или экстравагантных. Если ты считаешь, что должен читать газеты – делай это и формируй себя этим. Но помни, что перед вечностью и путём, которым идёт человечество, ценятся не дневные волнения, а уровень внутренней выдержки, которую каждый обретает, и насколько дальше он себя сможет развить, настолько более будет считаться внутренняя ценность – важно это, а не события дня.
– У меня был старый родственник, которому во время русско-японской войны было девяносто лет. Он был очень болен и, собственно, хотел бы уже умереть, но до этого хотел увидеть конец войны. Я этого не понимал.
– Что тебе до того, дядюшка, что для тебя от этого изменится?
– Ох, – говорил он, – это не должно же вечно продолжаться, мне любопытно. Видишь ли, во время войны умереть просто так – это не годится, я лучше подожду. И он ждал, и как он был разочарован, когда война хотя и кончилась, но мирные переговоры затягивались, и ничего не менялось. И так же, как с ним, происходит это со многими людьми, которые ожидают неизвестно чего. Они ждут, что внешние события изменят их жизнь, или изменят её направление, они не знают, слепые, что только внутренние вещи развивают человека. Изменить взгляды, повернуть, как требует Христос.
На следующее утро Бутурлин принёс большой лист, и поставил его перед Бобиком на письменный стол. Лист был тёмным, на нём выделялись светлые линии. После продолжительного наблюдения можно было понять, что это фотография человеческой головы. Бобик вопросительно посмотрел на Бутурлина.
– Это самая почитаемая картина, которой обладает христианство. Американцы называют её "пятым Евангелием". Это фотонегатив с пелен ("плащаницы"), в которые было завёрнуто тело Христа после Его распятия. Фотограф Пиа сфотографировал его в 1898 году в Турине, где этот плат сохраняется. Когда он проявил пленку, он осмотрел негатив и узнал лик. Считают с большой уверенностью, что это достоверный образ Спасителя.
– Плащаница висела несколько столетий в капелле дворца в Константинополе, и весь мир совершал паломничества к этому образу, с которого скопированы все образы Христа. Это самый прекрасный и достойный объект для медитации.
– Я тебе советую, медитируй над этим образом, подолгу всматривайся в него, так долго, как сможешь. Потом закрой глаза и построй снова образ в себе внутри. Упражняйся, пока этот образ не начнёт сам вставать перед твоей душой в любой момент.
– Пойми правильно: то, что ты тогда в себе увидишь, не будет копией, которая возникает на сетчатке глаза, это будет самостоятельный и потому независимый процесс. Этого можно достичь упражнениями. Конечно, не нужно этого делать с каждой картиной или предметом, но этот образ ценен тем, что он несет в себе для всей жизни, это завет Бога с нами. Здесь запечатлён мёртвый человек, добровольно пожертвовавший собой для человечества, для всех тварей и воскресший через несколько часов от смерти, и бывший снова и телесно живым. Если ты рассматриваешь этот образ, а еще рассматриваешь посмертные маски людей, ты почувствуешь, что в этом мёртвом лике скрыто больше жизни, чем во всех живых. И это тайна: смерти нет, есть только трансформация, превращение – из одной формы существования в другую.
Он оставил Бобика одного. Бобик погрузился в созерцание чудесного лика, который был ему ближе и милее всех изображений на иконах. Потом он закрыл глаза и напрягся. Через некоторое время образ выступил перед его внутренним зрением. Как будто лист поднесли ближе к глазу, и снова удалили, лик увеличился и снова уменьшился, но остался. Бобик продолжал медитировать.
Он проводил над образом часы и дни. Через некоторое время он уже мог среди ночи или дня, когда он закрывал глаза, давать образу возникать внутри себя. Образ появлялся не сразу, проходили минуты, а иногда он не появлялся. Но он всегда наполнял сердце священной благодарностью и удивлением, и Бобику казалось, что он впустил Его, Спасителя, в своё собственное, Бобика, существо. Бутурлин ни о чём не спрашивал. Он знал людей и знал момент, когда это произошло.
----
Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи
Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.
Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.
#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич