124 подписчика

Из рассказа "Видеть руками"

– Если ты хочешь продвигаться дальше в овладении своими чувствами, чтобы сделать их своими лучшими и верными слугами, тогда я бы тебя в последующие дни ввёл в мир осязания. Одна пословица Дзен звучит так: "Глазами слышать, ушами видеть". Ты на пути познания того, как ушами слушают, и как отсутствие звуков наполнено звуками, снаружи и внутри. Теперь ты должен познать, как всем телом, кожей и кончиками пальцев учатся видеть. Сохрани все твои прежние упражнения, и присоедини к ним новые.

– С твоего согласия, я тебя на многие часы посажу в совершенно тёмную комнату. Помещение абсолютно тёмное, но, когда твои глаза через несколько часов привыкнут к темноте, ты поймёшь, что абсолютной темноты не бывает, что от предметов исходят эманации (излучения) – от одних сильнее, от других слабее, – которые можно обнаружить глазами или другими органами чувств. И теперь это будет твоим переживанием, и ты выйдешь из этого упражнения более зрелым и обогащенным.

На следующий день после завтрака Григорий предложил Бобику следовать за ним. Они спустились по лестнице к крипте. Старый слуга открыл одну дверь, втолкнул Бобика внутрь и закрыл дверь, потом открыл следующую. Они очутились в полной темноте.

Григорий слегка подтолкнул Бобика, потом удалился и запер за собой дверь. Бобик стоял в темноте. Он продолжал стоять и предоставлял невидимому помещению на себя воздействовать. Ему было ясно, что это одно из старых помещений для медитации, которое наверняка до него для подобного упражнения использовали многие братья ордена. Он не мог ничего разглядеть, ни с какой стороны не приходило даже жалкого лучика света. Таким образом, его глаза выпали из процесса мировосприятия.

Но у него оставались слух и чувство осязания. Удивительным образом в помещении не пахло плесенью. Значит, оно проветривалось, возможно даже отапливалось. Определенно можно было сказать, что оно располагалось в подвале. Бобик попробовал определить, не поступает ли воздух через щели в дверях или через затемненное окно. Он сделал то, что делал ещё ребёнком для определения направления ветра: облизнул указательный палец и поднял его вверх. Через некоторое время он почувствовал, что палец с одной стороны стал холоднее, с этой стороны должно было быть окно.

Он направился на ощупь в том направлении, добрался до стены и обследовал её от пола до верха, насколько он мог достать. На высоте его носа был выступ. Материал, который он ощупал, был холодным, гораздо холоднее стены, это могло быть стекло. Он двинулся вдоль стен. Там стояла мебель, которую он бегло ощупал. Он хотел получить представление о топографии помещения, и только потом более подробно исследовать отдельные предметы.

Но тут его внимание было привлечено новым переживанием. Был какой-то запах. Совершенно определенно, там были цветы жасмина. Он пошел в сторону запаха. Там стоял невысокий стол с большой вазой, в которой был жасмин. Он был совсем недавно поставлен, потому что вода не имела запаха. Листья и цветы ощущались приятно гладкими и холодными. Цветы были холоднее листьев. Он исследовал дальше. Там стоял большой стол с металлической оковкой и стул эпохи барокко.

На столе стояли металлические светильники в стиле ампир, письменный прибор и папка с бумагой. Бобик ощупывал дальше. Снова ему встретился запах: чудесно пахло свежеиспеченным белым хлебом, молоком, сыром и ветчиной. Он пошел на запах. Там стоял маленький стол, на котором стояли все эти прелести.

Он взял бутерброд и впился в него зубами. Затем он пил молоко из глиняной кружки. Дальше было ложе с мягким шерстяным одеялом и пуховой подушкой, а на полу мягкий мех. Это был не волк или медведь, скорее всего овчина, потому что мех был мягким и завивался. Когда он положил на него руку, ощутил холод, но под рукой он стал через некоторое время тёплым.

Он сел за письменный стол и начал ощупывать отдельные предметы, легкие, тяжелые, холодные, тёплые, быстро или медленно нагревающиеся. Их форму он определял очень легко. Через некоторое время он начал различать по тяжести и качеству тепла, сделан предмет из металла, дерева или ткани. Он взял бумагу и начал как-то, как удавалось, писать, стараясь не выйти за край листа.

Ему представилось, что он в положении слепого. Ему всегда казалось, что слепота является тяжелейшим испытанием. Но теперь, когда он так быстро освоился со своим окружением, и начал видеть вещи с помощью ушей и пальцев, он был удивлён, как много он может узнать о мире. Он довольно быстро освоился с расстояниями между предметами.

Чувствительность становилась всё более тонкой. На столе стояла бронзовая фигура молящегося юноши с воздетыми вверх руками. Подставка была из другого материала, из камня, который согревался в его руке медленнее, чем металл. Мизинец на правой руке фигурки был отломан. Бобику доставляло необыкновенное удовольствие, всё точнее познавать вещи в их материале и строении.

Он сел за маленький стол и начал с большим аппетитом поглощать холодную пищу. Наслаждение от только обнюханного и ощупанного казалось ему гораздо большим, чем если бы он видел пищу глазами. Он составил различные тарелки друг на друга. Они имели барочный завитой край, и он сразу узнал, что это сервиз, которым обычно пользовались в Эрмитаже. Он ощупал тарелки и почувствовал небольшие бугорки нарисованных цветов.

Потом он смёл со столешницы хлебные крошки и с удивлением обнаружил, что она имеет разное тепловое качество. Он начал её исследовать и пришел к выводу, что это была не офанерованная плита, а, очевидно, старый дубовый стол, как у них на кухне, в швейной и гладильной комнатах. В середине плиты был сучок. Чувствовалась выпуклость, и он был очень холодным. Его древесина была плотнее и имела другое направление слоёв. Бобик был очень счастлив такому открытию.

Затем он решил лечь спать. Он успокоился и на некоторое время заснул. Когда он проснулся, комната была ему так знакома, что ему казалось, что он различает контуры предметов. Когда он точнее присмотрелся, ничего, кроме темноты, не было, но, когда он оглядывал всю комнату, ему казалось, что он некоторые вещи распознаёт. Он не был полностью уверен, стали ли это его глаза зорче, или включились другие органы чувств, которые стали выполнять функцию глаз.

Позже он услышал вдали звук, который нельзя было спутать: это могли быть только шаркающие шаги Григория. Ключ повернулся в замке, дверь открылась, порыв воздуха ворвался в комнату. Григорий позвал Бобика, тот уверенно подошел к старику и взял его руку. Они закрыли дверь комнаты, а следующую открыли. Бобик стоял в вечернем свете, который его слепил. Ему пришлось закрыть глаза, которые постепенно привыкали к болезненному свету.

– Что, было очень плохо, мой юный господин? – спросил Григорий.

– О нет, время прошло для меня очень быстро, я не ожидал тебя так рано. Спасибо за великолепный хлеб и молоко. Это было чудесное подкрепление, мне никогда не было так вкусно!

– Точно так же говорил Михаил Николаевич, твой прадед.

Бутурлин посоветовал Бобику на несколько дней расслабиться. Его жена пригласила Бобика на чай с вареньем. Он резвился с внуками Николая Ивановича и их друзьями. Они ходили купаться на пруд, спрятавшийся в лесу, они рассказывали истории, и Бобик снова был обычным юношей, как все другие. Он делал с Сашей визиты к родственникам и друзьям в их имениях под Рыбинском.

Бобик знакомился с милыми и скучными, любопытными, нескромными и обстоятельными людьми, с прекрасно ухоженными и с заброшенными дворянскими гнёздами. Но уже через несколько дней его охватила тоска по тишине Эрмитажа, по Бутурлину и упражнениям.

----

Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич