Найти тему
Алексей Лебедев

Из рассказа "Крипта"

Саша попрощался и обещал к совместной трапезе вернуться. Бутурлин предложил Бобику посетить крипту – подземный склеп. Сердце Бобика забилось в ожидании. Его заветной мечтой было переступить порог таинственных помещений, где совершались обряды посвящения, и стояли саркофаги его предков. Он мечтал там помолиться. Григорий удалился, шаркая ногами, и вернулся с позолоченной чашей. Спустились по узкой лестнице. Бутурлин открыл обитую железом дверь. Они стояли в подвале с низкими сводчатыми потолками, поддерживаемыми колоннами. Помещение было построено в стиле романских крипт. Освещалось оно через маленькие круглые оконца, проделанные в фундаменте.

Вторым помещением была лаборатория. На столах стояли старинные стеклянные колбы. В углу была плавильная печь. На одном столе сушились розы и цветы жасмина. На другом столе стояли флаконы с прозрачными жидкостями. Бобик был изумлён.

– Ты удивляешься, что мы тут делаем с цветами. Есть старый, почти забытый обычай. Вспомни, что почти во всех замках на пристенных мраморных столиках стоят большие вазы с закрытыми крышками. Там сохраняют засушенные розы, цветы жасмина, липы, резеды и другие приятно пахнущие цветы. Каждое утро слуга открывает крышки и перетрясает содержимое: это даёт нежный аромат цветов в помещении. Или зашивают цветы в подушечки и кладут их в комоды между вещами. А в этих флаконах те же свежие цветы, настоянные на спирту – это даёт потом чистый тонкий запах духов. Сейчас их производят большие фирмы, а прежде каждый дом имел свой собственный рецепт. – Он открыл одну бутылочку.

– Понюхай, чем пахнет?

– Это роза.

– Можешь отличить, какая это роза? В этой другой бутылке, что здесь?

– Это тоже роза.

– Да, но другая. За несколько недель ты сможешь научиться различать запахи. Это желтая Марешаль Ниель. Другая – Центрифолия. Каждая роза пахнет по-своему. Когда человек себя совершенствует, он учится различать все вещи, его существо благодаря этому становится богаче и полнее. И чем более он всеми своими органами в этом мире принимает участие, тем сознательнее будет он жить, и тем больше знания он будет из жизни добывать.

Все твои предки, которые здесь долго или недолго жили, занимались упражнениями, в которых они свои чувства, духовные и сердечные способности, развивали и приобретали мастерство для жизни. Саша рассказывал мне, что ты хочешь стать врачом. У врача должно быть очень развито чувство обоняния. Он должен быть способен носом чувствовать сахарный диабет, дифтерию, гнойное воспаление миндалин, воспаление лёгких, рак и многое другое. Но он пройдет долгий путь, пока приобретет эти умения. Это не приходит через разум. Можешь ли ты вспомнить, как у тебя встает перед внутренним взором образ прошлого переживания, когда ты ощущаешь определенный запах, который ты уже однажды чувствовал?

– Да, дядя Николай, когда где-нибудь варят асфальт, я вспоминаю тотчас раннее детство. Я иду об руку с няней, она шутит с чёрными людьми, и я их не боюсь, потому что они такие милые. И когда я встречаю человека, который пахнет так, как тот, который мне нравится, моя симпатия распространяется и на него. Я уже неоднократно задавался вопросом, как это происходит, и кроме всего, действительно ли этот новый человек такой хороший, как и другой, или это только чувственное заблуждение?

– Я склонен думать, что соответствие существует. Потому что сходство характера или личности тоже должно быть.

Рядом с дверью в следующее помещение была фреска, изображавшая двух ангелов с обнаженными мечами.

– Могу ли я, непосвященный, сюда входить? – Спросил Бобик боязливо.

– Ты можешь, ты в моём сопровождении, ты законный отпрыск обоих магистров. И откуда ты знаешь, что ты не посвященный? Возможно, в прежнем существовании ты прошел рукоположение? В одной-единственной жизни так и так это не достигается. И тебе разве не явился сегодня "Страж порога", который тебя молча созерцал? – Бобик покраснел, как не краснел ещё никогда. Бутурлин улыбнулся.

– Откуда я это знаю? Ты своим молчанием всё рассказал. Но ты правильно поступил! Сокровенные вещи нужно сохранять для себя и не рассказывать о них. Но смотри, этот Гений являлся и мне, и Саше, и твоим дедам, и дядям. Есть записи Ивана Петровича и Александра Ивановича о таких явлениях. На столе лежат исписанные листы – если ты в них заглянешь, ты там найдёшь разъяснения. Знаешь, на этом свете есть много тайн. Одной из этих тайн является существование священных мест, в которых происходят чудеса, или можно видеть видения. Эти места пережили историю и различные религии. Люди чувствуют их притяжение, в этих местах они переживают исцеления или мистические озарения.

– Таким местом является и Эрмитаж. Я не знаю, было ли прежде здесь что-нибудь достопримечательное. Но твой предок был этой глухой лесной чащей пленен, когда в молодости охотился здесь, в имении своей матери. И много позже, когда он уже был мастером Розенкрейцеров, он построил себе здесь пустынь. И теперь вся сила его индивидуальности и братьев пронизала это место, и ее можно ощутить.

Бутурлин открыл дверь. Они находились в большем подвале, в конце которого стоял алтарь – саркофаг из зеленого малахита. Над ним на стене висел большой равноконечный золотой крест, на котором была прикреплена красная пятилепестковая роза. Круглые окна были так сориентированы, что луч солнца падал на крест и тот светился. Бутурлин и Бобик преклонили колени перед алтарём и замерли в тихой задумчивости. Бутурлин угадал мысли Бобика и молча указал на две мраморных плиты, вмурованных в стену позади алтаря, на которых, как это принято на итальянских гербах, были выгравированы герб Челищевых и герб с крестом и розой.

– Дядя Николай, как вы думаете, тела моих обоих предков остались нетленны?

– Знаешь, Бобик, это на самом деле несущественно. Ты думаешь сейчас о некоторых святых, тела которых остались нетленными. Я допускаю, что те люди, которых мы называем святыми, через самосовершенствование, благодаря воздержанию и телесному тренингу так наполнили своё тело магнетическими силами, что оно стало недоступно гнилостным бактериям. Это всё теории, в которых в последующие годы ты сможешь более точно разобраться. Но это только симптом. Решающей бывает всегда деятельность духа.

Перед алтарём был большой, два на два метра, четырёхугольник, который не был замощен. На земле рос мох и скудная трава. Бобиком овладело непреодолимое желание упасть туда и целовать эту землю, которую он считал священной. Он не знал, можно ли это и вопросительно посмотрел на Бутурлина.

– Конечно, ты это можешь сделать. Ложись и объединись с Землёй, наполни себя её целительной силой, она твоя мать, как Небо является твоим отцом. Так простираются на земле люди в наших церквях, и священники в Риме при рукоположении. Это символ, что они мертвы, а благодаря освящению воскресают новыми людьми. Поэтому церемонии посвящения проводились под землей. Так было и в мистериях Изиды в Египте, и в Элевсинских мистериях в Греции. И африканские юноши ложились в ямы, над которыми закалывали быка, так что его кровь текла на них. Потом они получали новые имена в знак того, что они стали новыми людьми. Так же и монахи, и монахини, когда дают обет, как и новопосвященные епископы, или новый папа в Риме, получают новое имя.

Бобик лёг плашмя на землю и поцеловал её. Он слышал приглушенные удары своего сердца, как будто они шли из-под земли. Старый Бутурлин лёг рядом. У Бобика не было никакого желания вставать. Он был словно прикован к этой таинственной земле. Она крепко держала его нежными руками. Эти руки нельзя было почувствовать. Состояние было блаженное. Сердцебиение земли, своё собственное сердцебиение, было как глухой барабан, сначала быстро и торопливо, потом стало медленным, глубоко-ритмичным.

Пришло состояние, когда он больше не чувствовал себя индивидуальностью, Бобиком. Было так, будто земля вобрала его в себя. Он больше не мог чувствовать, где его голова, его рука, нога, живот. Они были широко распростерты по земле. Они не имели больше собственного существования. Он потерял сознание своей индивидуальности и времени, и был готов оставаться до конца дней в этом состоянии саморастворения, счастливого соединения с землёй.

Чувство телесной смерти открылось ему – земля к земле, прах к праху, – не как ужасный распад клетки, нет, – как наивнутреннейшее бракосочетание телесной формы личности с матерью землёй. Он понял, что этот процесс, который он и его близкие считали чем-то ужасным и отвратительным, являлся сочетанием. Бутурлин похлопал его по плечу. Это тихое прикосновение он воспринял как ранение, как жгучую боль. Его дневное сознание возвращалось, но он жаждал только что пережитого состояния. Он встал не сразу. Он стал на колени и наклонил тело, так что голова легла на простёртые на земле руки, пылко поблагодарил и прочитал свою любимую молитву: "Исполнитель всего доброго, о Христос, исполни мою душу радостью, смилуйся надо мной, о Многомилостивый!"

Потом он встал. Бутурлин стоял рядом, его лицо сияло, он заключил Бобика в свои объятия.

– Ты всё знаешь, ты знаешь все церемониалы.

– Как же так, я ничего не знаю!

– И всё же. Твоя душа научает тебя, как делать, потому что она это знает из древнего воспоминания.

– Так вы думаете, что я был Иваном Петровичем или Александром Ивановичем?

– Да, в некотором смысле это так. Но ты сам – собственная неделимая индивидуальность и следуешь не кармическим законам Ивана Петровича, а твоим собственным, и только их одни ты должен проводить в жизнь. Ты должен найти свой знаменатель, и ты на пути к этому. Но путь бесконечен, и он не кончается, даже со смертью.

– Но дядя Николай, как вы узнали, что мне было явление ангела ночью, и то, что я испытывал непреодолимое желание лечь на землю?

– Знаешь, Бобик, это трудно объяснить. У нас есть сверхсознание, которым мы мыслим. Приходят аналогии и напоминают нам вещи, но есть ещё один другой процесс мышления, который лежит много глубже – это мышление сердцем. Видишь ли, все люди и твари следуют биологическим и психологическим законам, и во многом устроены похоже – это то общее, что они все имеют.

– Но сверх этого они все индивидуумы, в том числе и животные, неделимые и неповторимые. Когда в результате долгой жизни, опыта, наблюдений, медитаций они делают общее в себе большим и широким, тогда они могут узнавать это общее и во всех существах. Чем более их любят, наблюдают, почитают, тем более их понимают. Из каждого жеста, каждого выражения, из походки и движений можно понять внутреннюю сущность. Но можно понять необычное и любящим глазом. Как понимает мать без слов желания и потребности ребёнка, глазами и ушами своего сердца.

– А когда сам такое пережил, тогда чувствуешь, когда другой переживает подобное. Когда я был молодым человеком, я спал в кровати Ивана Петровича, и мне тогда тоже являлся Ангел. Конечно, могло быть, что он тебе не явится. Но по твоему лицу, определенной сдержанности и счастью твоих движений, и по робким ответам на наши вопросы тотчас почувствовалось, что тебе было такое откровение. Ангел тебе ничего не сказал, но ты знал из прежнего опыта твоей души, что о таких встречах говорить не принято, и не нужно делиться с твоим отцом.

– Если бы ты рассказал об этом явлении как о сенсации, это показало бы, что ты недостаточно зрелый, и я бы не показывал тебе крипту. И точно в нужном месте ты подошел к земле, и тебя притянуло, и потому что я имел совершенно такое же переживание, я узнал по твоему умоляющему вопросительному взгляду, что ты тоже этого желаешь, а значит ты для этого созрел.

– Это чудесно. Мир полон тайн. Это то, что люди называют магией?

– Возможно, глупцы это так называют. Это не что иное, как заботливое развитие имеющихся в нас спеленатых сил, и мы призваны Богом их распеленать. Наш путь ведёт нас от животного к Ангелу. Это долгий путь, и во все времена на этой земле были люди, которые доходили до порога Ангельского бытия, все великие учителя человечества: Агни, Рама, Кришна, Лао Цзы, Кун Цзы, Будда, Моисей, Зороастр, Митра, Иисус, и бесчисленные святые и герои разных народов.

----

Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич