Найти тему
Военобзор

Великобритания сформирует эскадрильи для своих авианосцев только в 2025 году: поставки F-35B откладываются ещё на два года

Взлёт британского F-35B c палубы авианосца HMS Queen Elizabeth. Фото: Министерство обороны Великобритании / commons.wikimedia.org
Взлёт британского F-35B c палубы авианосца HMS Queen Elizabeth. Фото: Министерство обороны Великобритании / commons.wikimedia.org

Что такое "не везёт" и как с ним бороться? Вероятно, таким вопросом задаются чиновники Королевских ВВС и Королевского флота Великобритании. Бывшая "Владычица морей" уже явно давно не та и продолжает сдавать свои позиции. Хотя военно-морские амбиции по-прежнему остались.

И британским военным есть от чего грустить. Сначала построили два огромных авианосца по абсолютно астрономической стоимости. Построили для базирования расхваленных (и очень дорогих) самолётов 5-го поколения F-35B американского производства. В итоге что?

Авианосцы получились не только дорогими, но и достаточно проблемными в техническом плане. Недавно "Принц Уэльский" так и не дошёл до района учений из-за проблем с гребным валом. Ко всему прочему, авианосцы есть, но самолётов к ним нет. На оба корабля в наличии только одно авиакрыло, и то неполного состава.

Истребители F-35B на палубе авианосца HMS Queen Elizabeth, 2020 год. Фото: Министерство обороны Великобритании / commons.wikimedia.org
Истребители F-35B на палубе авианосца HMS Queen Elizabeth, 2020 год. Фото: Министерство обороны Великобритании / commons.wikimedia.org

А тут ещё стало известно, что Великобритания сформирует эскадрильи для своих авианосцев только в 2025 году. Почему? "Старшие" товарищи из-за океана удружили. Поставки F-35B откладываются ещё на два года. Публикацию, посвящённую этой теме разместило на своих страницах аналитическое издание Military Watch.

В материале говорится о том, что истребители 5-го поколения F-35 британских вооружённых сил достигнут полной эксплуатационной готовности лишь в 2025 году. Перенос сроков готовности с 2023 года был подтверждён британским Министерством обороны 14 сентября 2022 года.

Причиной сдвига сроков передачи самолётов стали многочисленные задержки в процедуре сертификации в США проблемного истребителя и невозможность полномасштабного производства этого типа. В свою очередь, самолёт не запускают в производство из-за его "неготовности" и многочисленных технических проблем. Количество обнаруженных дефектов уже превысило 800, и они продолжают выявляться.

В своей публикации эксперты из США особо указывают, что британские военные сделали выбор в пользу истребителя F-35B c укороченным взлётом и вертикальной посадкой. Это более дорогой и технически сложный вариант по сравнению с F-35A, стоящим на вооружении ВВС США. Лётный час F-35B обходится на 50% дороже, чем у базовой версии. Кроме того, именно техническая сложность стала причиной того, что британцы получили свои самолёты с задержкой (уже поставленные).

Не забыли американские эксперты упомянуть и о том, что один из уже поставленных F-35B "нырнул" в море с палубы авианосца во время учений в ноябре 2021 года.

Первоначально ожидалось, что Великобритания закажет 138 самолётов F-35B. Но пока закуплено (оплачено) только 48 машин, ещё 26 в планах. Этого количества недостаточно для того, чтобы полностью укомплектовать авиакрылья обоих британских авианосцев. Каждый из них рассчитан на базирование 40 таких самолётов.

При этом приводятся слова маршала авиации сэра Ричарда Найтона, который заявил, что несмотря на то, что все 74 самолёта будут находиться "в рабочем состоянии", часть из них будет использована для обучения лётчиков. Ещё часть самолётов постоянно будет проходить техническое обслуживание. В результате для комплектования палубных авиакрыльев останется чуть более 60 самолётов.

Истребители F-35B на палубе авианосца HMS Queen Elizabeth, 2020 год. Фото: Министерство обороны Великобритании / commons.wikimedia.org
Истребители F-35B на палубе авианосца HMS Queen Elizabeth, 2020 год. Фото: Министерство обороны Великобритании / commons.wikimedia.org

Американские аналитики также указывают на то, что F-35B – самый "слабый" вариант этого самолёта, имеет гораздо меньшую дальность полёта, меньшую манёвренность, несёт меньшую боевую нагрузку в сравнении с версиями A и С, а ещё более требовательный к техническому обслуживанию. И пока остаётся неясным, будет ли Великобритания формировать дополнительный заказ к уже оплаченным 48 самолётам.

В качестве резюме к приведённой информации следует отметить, что кто-то очень неплохо заработал на доверчивых партнёрах, продав заведомо "сырой" самолёт. Мало того, что заработал, так ещё не выполняет свои обязательства. И этот "кто-то" всем известен.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!