Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Museo del Bonsái в Бургосе. Ответы на вопросы

Оглавление

На написание сегодняшней статьи, как часто происходит последнее время, меня спровоцировала Анастасия Орлова (Клуб любителей бонсай СПб и ЛО "Кэнгай"), причем дважды за вчерашний день. Во-первых, она оставила пул вопросов в комментарии под статьей «Museo del Bonsái в Бургосе. Простой и понятный бизнес» на моем канале.

«Очень любопытно. То есть помещение и территория принадлежат муниципалитету?
Есть ли более подробная информация о том, как устроен фонд деревьев? Как деревья зачисляются в этот фонд и на каких условиях происходит круговорот деревьев между музеем и частными коллекциями? Есть ли у этого музея штат сотрудников?»

Во-вторых (и это убедило меня в большей степени), она опубликовала вот такой мотиватор на своей странице:

-2

Мы не спорили, мы просто посмотрели на ситуацию с разных сторон. Я поняла, что публикуя информацию о различных объектах бонсай с точки зрения эстетики (и, оказалось, что это не только деревья как таковые и принципы их формирования), я своими публикациями вызываю у кого-то интерес к этим объектам с точки зрения организации многих процессов, связанных с хранением, демонстрацией, использованием бонсай как материальных объектов культуры. Тех людей, кто не просто интересуется этой культурой, а являются организаторами сообществ, коллекций, архивов, интересуют также аспекты, которые являются частью бизнеса бонсай.

-3

Подчиняясь интересу читателей, я попробую расширить, насколько это возможно, информацию о функционировании музея бонсай в испанском городке Бургос.

В 2008 году открытие музея стало результатом сотрудничества между тогдашним мэром и партнерами Культурной ассоциации Бонсай Бургоса (ACBB). На тот момент было три партнера.

Роберто Гарсия (Roberto García). Председатель ACBB. 2016 г. 
Источник: https://youtu.be/ijyQuRDXtJU
Роберто Гарсия (Roberto García). Председатель ACBB. 2016 г. Источник: https://youtu.be/ijyQuRDXtJU

Затрудняюсь определить статус партнеров в данном случае – это могут быть члены ассоциации, которые платят взносы и участвуют в мероприятиях ассоциации (клуба), а могут быть и представители других клубов, которые на основании договоров выполняют определенные функции – например, предоставляют деревья для демонстрации в созданном музее.

Бонсай Acer palmatum на партнерской выставке бонсай в Бургосе.  Художник Роберто Гарсия. 2017 г. 
Источник: https://www.lolibonsai.com/2017/06/exposicion-de-bonsai-en-burgos.html
Бонсай Acer palmatum на партнерской выставке бонсай в Бургосе. Художник Роберто Гарсия. 2017 г. Источник: https://www.lolibonsai.com/2017/06/exposicion-de-bonsai-en-burgos.html

Музей бонсай расположен на территории муниципалитета городка Вильягонсало-де-Педерналес, недалеко от столицы провинции Бургоса, занимая примыкающее уличное пространство. У музея есть отдельное кондиционируемое помещение, используемое под зимовку тропических растений. Оно также является посещаемой частью музея. Также оборудовано помещение, где по субботам собираются члены ACBB для регулярных встреч и текущей работы с деревьями или проведения необходимых работ на территории музея. Это помещение кроме выхода в музей имеет отдельный вход с соседней улицы, разделяя членов клуба и посетителей музея. Еще одно помещение в здании муниципалитета музей периодически использует для массовых мероприятий – лекций, семинаров, демонстраций с приглашенными художниками.

2018 г. 
Источник: https://youtu.be/DIlVorVB9es
2018 г. Источник: https://youtu.be/DIlVorVB9es

Количество партнеров, которые выставляют деревья в музее, на сегодняшний день установить трудно. Партнеры размещают свои деревья в своих частных помещениях и периодически передают экземпляры музею на временной основе. Частные коллекции, как правило, находятся в местах проживания членов ассоциации. Приглашенные туда гости могут осматривать коллекции (их с удовольствием показывают), но фото- и видеосъемка деревьев там часто запрещены.

Количество деревьев бонсай среди всех партнеров приближается к 3000 экземплярам. Ответственность за каждое дерево из временной коллекции музея несет его владелец.

-7

Существует и постоянный музейный фонд, он насчитывает около 70 деревьев (от 30 до 50 различных видов). Обычно экспозиция музея, насчитывает около 50 деревьев как из постоянного, так и временного фонда, а также неопределенное количество суйсэки и кусамоно.

-8

Как пополняется фонд музея? Один из способов – сохранение и дальнейшее развитие деревьев, участвующих в демонстрациях приглашенных артистов. Например, один из экспонатов музея был спроектирован несколько лет назад приглашенным ACBB художником Хулианом де Марко (Julián de Marco, Клуб бонсай Мадрида) на специальном семинаре, посвященном посадке бонсай в стиле лес. А, например, посетив музей в феврале 2011 года, Марко работал на демонстрации с испанской черной сосной.

Демонстрация Хулиана де Марко в музее бонсай Бургоса. 
Источник: http://bonsaijoven.blogspot.com/2011/02/
Демонстрация Хулиана де Марко в музее бонсай Бургоса. Источник: http://bonsaijoven.blogspot.com/2011/02/
Композиции из коллекции супружеской пары  Анны Марии Кальехи (Ana María Calleja) и Хулиана де Марко на национальной выставке UBE Bonsái Convención – 2023 года. 
Источник: https://ubebonsai.es/index.php/ubebonsai/iv-ubebonsai-2023
Композиции из коллекции супружеской пары Анны Марии Кальехи (Ana María Calleja) и Хулиана де Марко на национальной выставке UBE Bonsái Convención – 2023 года. Источник: https://ubebonsai.es/index.php/ubebonsai/iv-ubebonsai-2023

В описании музея часто можно встретить заметки о том, что некоторые места в экспозиции кажутся пустыми. Это связано, например, с массовым вывозом деревьев на выставку. Часть деревьев переносится в теплицу сезонно. Все деревья когда-то требуют стрижки, пересадки и некоторого периода восстановления до экспозиционного вида. Есть ощущение, что в этот период деревья могут заменяться бонсай из временной части коллекции. Да и территория музея позволяет «играть» количеством выставляемых деревьев. Существует ли очередь или некий «худсовет» по отбору деревьев для экспозиции, а может быть, наоборот, обязательные «квоты» для партнеров? Похоже, что члены ассоциации решают это как-то по-дружески во время своих еженедельных субботних встреч. Вероятно, для кого-то попасть со своим деревом в экспозиционную часть музея – престижный шаг, а кто-то, возможно, просто оставляет свои деревья под присмотром ассоциации на время отпуска… В чьей-то коллекции больше кленов – и они менее выигрышно смотрятся жарким летом, а чьи-то сосны являются «гвоздем программы» зимой.

-11

Отвечая на вопрос о штате сотрудников, думаю, как минимум должны быть люди с функциями «билетер» и «дворник», ежедневно встречающие гостей и приводящие в порядок территорию. Вероятно, есть бухгалтер (возможно в штате муниципалитета), который фиксирует затраты и прибыль музея, распоряжается вырученными средствами в соответствии с заключенным соглашением. Учитывается ли вклад в экспозицию каждого партнера (дерева?), зарабатывают ли партнеры, участвуя в жизни музея?

Не стало ли вопросов еще больше?

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте