Найти тему
Советское Кино и не только

Людмила Марченко - да и нет не говорите...

Она была миленькой и хорошенькой с детства - темные глазки, тонкий голосок, изящество и стройность.

Мечтала быть артисткой, поэтому после школы закончила ВГИК, стала театральной актрисой.

Людмила Марченко в фильме "Белые ночи" (1959)
Людмила Марченко в фильме "Белые ночи" (1959)

Её сранивали со знаменитой Одри Хёпберн - те же тонкость, хрупкость, нежная женственность. Такие же глаза испуганного оленёнка. Ей зачем-то хотелось всегда выглядеть именно такой - наивной и беззащитной.

Она снималась в фильме "Отчий дом" с Валентином Зубковым. Он был женат, подрастал сын. Люся была очарована его красивым голосом, тем, как он пел и играл на гитаре, писал картины. Ветеран войны, лётчик, красивый и сильный защитник. Они долго поддерживали тёплые отношения. Людмила очень нравилась ему, но бросать семью ради девушки, которой нравится только кокетничать и кидать многозначительные намёки, - нет, это несерьёзно.

А потом появился тот самый Пырьев - директор Мосфильма и режиссёр. Ходила молва - старый и некрасивый сластолюбец, он обладал огромной властью, мог как вознести актрису к славе и благополучию, так и низвергнуть её в пучину забвения.

Но трепетная Люся была счастлива тем, что он пригласил её на роль Настеньки в "Белые ночи". А другие прочие актрисы уступали властному деду, в актёрской среде на это смотрят сквозь пальцы.

Людмила Марченко в фильме "Без страха и упрёка" (1962)
Людмила Марченко в фильме "Без страха и упрёка" (1962)

Он годился Люсе в дедушки, однако потерял голову - уж так чиста и прелестна была молодая актриса. Все его боялись - мог и наорать на непонятливого актёра, и матом завернуть так, что краснели даже ломовые извозчики. Он был дважды женат, но будто бы предлагал юной Люсе руку и сердце - вот как влюбился.

Люся же была очарована молодым и красивым Олегом Стриженовым, партнёром по "Белым ночам". Нет, она по-прежнему скромно опускала раскосые глазки и лепетала что-то детским голоском, но это ведь не мешает закрутить роман?

Потом она избавилась от беременности - ну какие дети, если съёмки?

Позже Пырьев подарил ей однушку в центре столицы - место встреч и расставаний, и любви, и возлияний.

Людмила Марченко в фильме "Айболит-66"
Людмила Марченко в фильме "Айболит-66"

Валентин Зубков приезжал туда с женой, артисты там собирались после съёмок и премьер - было весело и шумно. Збруев, Будницкая, Быков - неплохая компания. Но они знали меру в возлияниях, а Люся не знала.

А потом была её последняя роль - легкомысленной Гали в фильме "Мой младший брат". Пырьев дал ей последний шанс.

Александр Збруев, исполнявший роль Димы, по сюжету страстно был влюблён в красотку с обесцвеченной причёской. Роль так захватила его, а девушка была такой миленькой и так к нему тянулась, что Саша влюбился по-настоящему. Но она отводила глаза, неопределённо улыбалась и всё время куда-то ускользала.

Старик Пырьев, который благополучно женился в третий раз, якобы не унимался со своими настырными предложениями руки и сердца. Люся решила взбрыкнуть и вышла за молодого поклонника-студента - увы, ненадолго. Пырьев периодически навещал её, устраивал скандалы, однажды и вовсе покрушил-разломал всё, что сумел. Видимо, всбесился от уклончивых щебетаний.

Иван Пырьев и Людмила Марченко // фото из открытых источников
Иван Пырьев и Людмила Марченко // фото из открытых источников

Она тогда снова пошла под венец с молодым ухажёром - теперь это был геолог, высокий и красивый.

И тогда Пырьев не велел её снимать. Никому и никогда.

Гайдай в своей "Кавказской пленнице" срочно заменил Марченко на Варлей. У неё отняли пропуска на Мосфильм и в Дом кино. Она оказалась в вакууме, актёрская братия отводила глаза, а режиссёры просто забыли о ней.

Красивый геолог стал ревновать её, бить. Ему настойчиво звонили и рассказывали о тайных встречах жены с Пырьевым. И вообще он же подарил ей квартиру. Однажды он чуть не убил жену, причём больше всего досталось её лицу - пусть больше никто не смотрит на эти оленьи глазки!

В больнице её поставили на ноги, но сниматься в главных ролях со шрамом на лице она уже не могла. Ну и осталось ей одно утешение - бутылка. Правда, были ещё небольшие роли, где она то платком закрывала свой шрам, то поворачивалсь к камере другой щекой.

Потом Пырьева наконец приструнили - достал всех своей грубостью и наглостью. Люся ещё снималась, но на вторых ролях и в эпизодах. Уже никто не препятствовал и не запрещал, но что толку?

Она даже вновь вышла замуж, и даже прожила с мужем двадцать лет. Он жалел бедняжку, даже устроил к какому-то начинающему пластическому хирургу, но тот только сделал ещё хуже.

Её последней ролью стала бомжиха в фильме "Кто стучится в дверь ко мне..." Но даже этот эпизод в процессе монтажа был вырезан - какие бомжи в СССР?

Странная судьба.

Люся не умела говорить ни твёрдое "да", ни такое же "нет". Она опускала глазки, вздыхала, улыбалась, могла заплакать, но почему-то всё и всегда должен был решать за неё кто-то другой.

Трое мужей, очарованные милым личиком и трогательным голоском, стремились носить её на ручках, спасать и выручать, но им быстро это надоедало. Потому что они понятия не имели, любит ли она? О чём вообще думает и чего хочет - они могли только догадываться.

Людмила Марченко в эпизоде фильма "О бедном гусаре замолвите слово" (1980)
Людмила Марченко в эпизоде фильма "О бедном гусаре замолвите слово" (1980)

Последний муж лечил её от алкоголизма, но и он не выдержал - замертво упал на грядки возле домика, который купил для летнего отдыха. Люся разговаривала со своими кошками и не сразу заметила, что его нет рядом.

Даже что касается Пырьева - вряд ли дед сумел бы вывернуться, если бы Люся как можно громче афишировала его домогательства. В те времена профкомы и парткомы были весьма сильны, а за аморалку слетали даже куда более могущественные персонажи.

Но Люся лишь намекала подружкам на всесильного покровителя - пусть завидуют. А ему, судя по всему, просто ловко морочила голову. Да и нет больше громких историй про то, как Пырьев кому-то ещё сломал жизнь и карьеру.

А Люся незадолго до смерти жаловалась, что кинематограф обманул её - дал лишь бездетность, одиночество и изуродованное лицо. И бедность. И кличку Пырченко. Ужасно...

Автор - Елена Д.