Найти тему
Юрий Кот

Игорь Шафаревич: «Русофобия внутри страны — духовный аналог СПИДа, поражающего защитную систему народа»

Сегодня, 3 июня, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и общественного деятеля Игоря Ростиславовича Шафаревича. Он родился в Житомире, отец был преподавателем теоретической механики, мать — филологом. Будучи школьником, талантливый юноша сдал экстерном экзамены на мехмате МГУ, а после получения аттестата об окончании средней школы был зачислен сразу на пятый  курс и в 17 лет окончил университет. В 19 лет он стал кандидатом наук, в 23 года — доктором, в 35 — членом-корреспондентом АН СССР, а через год — Лауреатом Ленинском премии.

-2

И.Р. Шафаревич был основателем Российской школы алгебраической геометрии и иностранным членом многих европейских академий наук, а также Национальной академии наук США.

Шафаревич был человеком высокой культуры и широкой эрудиции, владел несколькими иностранными языками, историей увлекался почти одинаково с математикой, хорошо знал литературу, любил поэзию. Истинно интеллигентный человек, без тени высокомерия, мягкий в личном общении, умевший слушать и слышать, он обладал ярким общественным темпераментом.

-3

Как сказал о нем профессор мехмата МГУ М.И. Заикин: «Гениальный математик, замечательный гражданин и абсолютно бесстрашный человек».

В 1955 году Шафаревич поддержал протест ученых-биологов против лысенковщины (практика идеологической борьбы с научными оппонентами в естественных науках, сложившаяся в СССР в 1933—1965 годы). В 1960-е годы выступал в защиту прав верующих и Православной Церкви, протестовал против использования психиатрии как средства  политических репрессий, написал письмо с протестом против выдворения из страны А.И. Солженицына. Он критиковал бесправное положение колхозников, расхождения между словом и делом партийных бонз. Шафаревича называли диссидентом, однако в отличие от диссидентской либеральной тусовки, которая восхваляла Запад и навешивала все грехи советского режима на русских и ненавидела Россию, Шафаревич считал главной жертвой марксистско-ленинского эксперимента именно русский народ, боролся за его права и всем сердцем любил Россию.

-4

А.И. Солженицын называл И.Р. Шафаревича «двудюжим», поскольку он был не только гениальным математиком, но и одним из самых глубоких и оригинальных мыслителей и публицистов. Стремление к универсальному познанию мира и природный талант позволили ему перешагнуть границы своей профессии и преодолеть существовавшие идеологические рамки. 

-5

Шафаревич — автор целой серии книг, посвященных анализу духовных основ русского народа, исторического пути России, ее будущего и роли в мировой битве цивилизаций. Математически выверенные с точки зрения логики, написанные с болью и любовью к Родине, они не потеряли актуальности и сегодня. 

И.Р. Шафаревич если не первый, то одним из первых заговорил об опасности русофобии, когда это слово было в нашей стране под запретом. После появления его книги «Русофобия» (была опубликована в «Самиздате» в 1982 году, а в 1989-м — в сокращенном варианте в журнале «Наш современник») он был подвергнут остракизму и у нас, и на Западе.

-6

Посчитав поначалу Шафаревича «своим» за его острую критику советского режима, «демократическая оппозиция»  переориентировалась и подвергла Шафаревича мифологизации и табуированию, превратив в нерукопожатного как якобы антисемита, черносотенца и националиста. Аргументами его идейные противники себя не утруждали, просто превратили в фигуру умолчания, не поместив информацию даже о его кончине в 2017 году.

-7

Все книги И.Р. Шафаревича написаны с любовью к России и ее народу. Он видел большую опасность в слабости русского самосознания, что явилось  результатом насильственного превращения его в советский народ, вытравливания репрессиями и гонениями чувства русскости.  Разложению национального духа еще задолго до революции способствовал тот слой российской либеральной интеллигенции, который, как писал  А.С. Пушкин,  «нежно чуждые народы возлюбил и мудро свой народ возненавидел».

Что же поможет русскому народу  почувствовать себя не собранием индивидов, а единой общностью? И.Р. Шафаревич считал, что этому научит сама жизнь, угроза существованию России заставит понять: чтобы выжить, ты должен чувствовать себя русским, жизни своей не жалеть ради своей Родины — России. Именно этот процесс мы наблюдаем сегодня, когда очередное нападение на нашу страну мечтающих подчинить Россию последователей Наполеона и Гитлера, требует объединения тех, кто хочет жить в независимом суверенном Российском государстве.

-8

Услышим предостережение И.Р. Шафаревича: «Угасание патриотизма — верный признак начала конца народа... Русофобия внутри страны — духовный аналог СПИДа, поражающего защитную систему народа».