В своей книге "Трибунал для Героев", изданной в 2005 году, в главе о советских летчиках, оказавшихся в немецком плену, писал о командире 84-го истребительного авиаполка Герое Советского Союза майоре Якове Ивановиче Антонове, который числился в официальных документах и справочниках погибшим в воздушном бою 25 августа 1942 года[1].
Проведенное тогда небольшое расследование показало, что Антонов не погиб, а попал в плен. Погиб он позже, но при каких обстоятельствах - на момент издания книги было неясно.
Приведу одну цитату из книги:
"Мои поиски в ведомственных архивах центральных учреждений военной юстиции ни к чему не привели. В материалах следственно-судебных дел имя Антонова нигде не упоминается. Судя по всему в поле зрения наших «органов» он никогда не попадал. Но, возможно, какие-то сведения о плененном Герое сохранились в немецких архивах. Надежда всегда остается. Ведь и в наши дни продолжают возвращаться из небытия имена участников минувшей войны. Продолжается поисковая работа".
С того времени, когда писал эти строки, прошло 20 лет. Изменилось ли что-нибудь за два десятилетия в выяснении вопроса о судьбе воздушного аса?
Подвижки - есть, но по-прежнему нет ясности.
Яков Антонов родился 24 января 1908 года в деревне Малахово Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне - в Новгородской области). В 1931 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую, а в 33-м - военную авиационную школу летчиков. Проходил службу в авиачастях Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны. Воевал помощником командира эскадрильи в 25-м истребительном авиаполку. Совершил 58 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 1 вражеский самолёт лично и 2 в группе. 21 марта 1940 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны майор Антонов командовал истребительной эскадрильей, с августа 1942 года - 84-м истребительным авиаполком. 25 августа 1942 года, выполняя боевое задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит на самолёте И-153.
Герой Советского Союза К. В. Сухов в своих мемуарах писал:
«...Враг на Кубани, рвется к бакинской нефти. Бои идут в предгорьях Кавказа. 25 августа 1942 года с боевого задания не возвратился командир полка Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов. Его “чайку” атаковали и подожгли “мессеры”. Командир выбросился на парашюте... Механик самолета сержант Афанасий Басенков долго возил с собой личные вещи командира, надеясь, что он жив, что он все же вернется. В полку было заведено: если авиатор погиб, друзья берут на память что-нибудь из его вещей. Басенков счел кощунством даже открыть командирский чемоданчик…»[2].
Предчувствие не обмануло А. Басенкова. Его командир выжил. Это стало ясным много позже, когда в книге Вона Хардести "Red Phoenix" ("Красный феникс"), вышедшей в США в 1982 году, впервые была опубликована фотография с изображением плененного Героя, мирно беседовавшего с немецкими летчиками. В 1987 году Хардести побывал в СССР, имея намерение переиздать книгу на русском языке, с предисловием Героя Советского Союза генерал - полковника авиации Василия Решетникова (скончался 20 марта 2023 г.). Во время встречи с ним Хардести подарил генералу свою книгу и тот, узнав на этом фотоснимке Антонова, был ошеломлен.
Ошибки быть не могло. Советский белобрысый летчик, с двумя майорскими шпалами, с обработанными ранами на лбу и Золотой Звездой Героя на груди, стоял в окружении заинтересованно слушавших его немецких летчиков. Это несомненно был Яков Антонов, считавшийся погибшим.
После этого официальные и неофициальные инстанции начали проводить расследования и поисковые мероприятия.
Кто-то предложил тогда генералу В.В. Решетникову сообщить родным в Новгородской области о том, что Яков Иванович не погиб в 1942 году. Но Решетников не сделал этого по вполне понятным соображениям.
О победе над советским асом заявили сразу два немецких летчика: командир одной из авиагрупп 77-й истребительной эскадры майор Гордон Голлоб и летчик 52-й истребительной эскадры Люфтваффе Гюнтер Ралль.
Голлоба называют одним из лучших фашистских асов, первым военным летчиком в мире, одержавшим 150 побед. По немецким данным, за один день (18 октября 1941 года) он одержал девять побед, что было рекордом в то время.
Летчик 52-й истребительной эскадры Гюнтер Ралль - тоже ас, третий по числу одержанных побед. Он опубликовал воспоминания «Моя летная книжка», в которой не раз упоминал сбитого им Антонова:
«21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло — около половины пятого я сбил Миг-3 совсем недалеко от нашего аэродрома (Антонов был сбит 25 августа и летал на истребителе И-153 - авт.). Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер-офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его. Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда. После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.
Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас — ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один — он называется „Герой Советского Союза“ (3).
В рассказе Ралля, кроме упомянутых, есть и другие нестыковки - он называет пленённого лётчика "капитаном" и «чертовски юным», хотя Антонов был тогда намного старше самого Ралля и имел звание майора.
На этом основании можно сделать вывод, что Ралль что-то напутал. Возможно, он вспомнил похожую историю с пленением другого советского летчика. Версия майора Голлоба, если бы он ее высказал, выглядела бы более предпочтительной, поскольку на известной фотографии, где немецкие летчики допрашивают или беседуют с Яковом Антоновым, майор Голлоб - второй слева. Но он не оставил мемуаров.
Теперь несколько слов о версиях гибели:
Генерал - полковник авиации Василий Решетников:
«Мне рассказывали, что видели потом Антонова в Моздокских лагерях, оттуда он бежал, и следы его окончательно потерялись".
Версия Гюнтера Ралля, изложенная в его мемуарах:
"Позже, мы посылаем его с Ju-52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как — мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju-52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну — я знаю точно из официальных русских источников».
О каких официальных источниках говорит Ралль - непонятно. Их просто не существует.
Одна из последних версий (основанная на слухах и предположениях, но не на документах) сводится к следующему. Антонов, помещенный в лагерь для военнопленных под Моздоком, позже был переправлен в лагерь под Мариуполем (между этими городами около 700 км по прямой), откуда его то ли освободили подпольщики, то ли он сам бежал. Скрывался в доме санитарки больницы Матрёны Дмитриевны Кузенковой, входившей в подпольную группу врача Б.Т. Гнилицкого. Потом летчика переправили в город Ейск, где его следы окончательно затерялись.
Еще высказывается предположение, что Антонов мог погибнуть при переходе линии фронта и впоследствии быть похороненным на немецком кладбище в г. Мариуполе. Это предположение основано на обнаружении в 2017 году в Театральном сквере, наряду с захоронениями немецких и румынских солдат, останков неизвестного советского бойца. Но для утверждения, что это мог быть Яков Антонов - нет оснований.
Подводя итог, должен сказать, что мой вывод за 20 лет не изменился. Он остается прежним: Герой Советского Союза Яков Иванович Антонов погиб в 1942 году при невыясненных обстоятельствах.
[1] Герои Советского Союза. М. Воениздат, 1987, Т.1 с. 70.
[2] Сухов К.В., Эскадрилья ведет бой, М, ДОСААФ, 1983.
(3) Guenther Rall "Mein Flugbuch" (Гюнтер Ралль "Моя лётная книжка»). 2004 г.