Продолжаем обсуждать пересечения сценария одиннадцатого сезона "МВ" с реальной работой сотрудников уголовного розыска. Первую часть обсуждения Вы можете прочитать в недавней статье канала "Безопасный мир". Для этого нажмите или на ссылку, или можете самостоятельно найти в списке статей Безопасного мира.
Уверен, что тема следующего обсуждения разделится на два лагеря с противоположными мнениями. Сотрудники УгРо по разному относятся к ношению форменной одежды. Одни считают, что надев форму сотрудник УгРо дешифрует себя, потеряет оперативные позиции. Другие считают, что на крупных совещаниях или при охране общественного порядка на массовых мероприятиях в оцеплении (День Победы, Новый Год, выступление артистов на стадионах или площадях), сотрудник УгРо обязан носить форменную одежду. А к какому лагерю мнений Вы относитесь?
Меня лично покоробила сцена, когда Романа Георгиевича Шилова представляли начальникам отделов и служб главка. При представлении он был в гражданском костюме, да ещё без галстука. Такой сценой реальный руководитель явно выразил бы неуважение к своим коллегам. Во-первых он руководитель, прошел многолетний путь к этой должности. Не ему шифроваться. За годы работы он не раз попадал на экраны ТВ. Что более важно, то по роду службы он пересекался с тысячами гражданами и преступниками. Представление начальника Управления уголовного розыска должно было проходить в актовом зале. Представлять Шилова должны были не только руководящему составу, но и всем его подчиненным. Исходя из сегодняшних реалий (вирусные заболевания, террористические угрозы) представление могли провести через закрытую ведомственную видеоконференцию.
Следующий сюжет помешал бы в реальной жизни наладить и ускорить взаимодействие подчиненных. Шилов Р.Г., став начальником управления уголовного розыска, не представил коллективу нового начальника убойного отдела - Илью КаАкова.
Хотя быть может в Санкт-Петербурге так и было. Кто может подсказать? Может это действительно не вымысел сценаристов. Перейдя работать на гражданку в СПб, я столкнулся с ещё большим количеством нарушений делового этикета при представлении руководителей подчинённым. Точнее полное отсутствие такой практики.
Шилов Р.Г. на мой взгляд оказался не прав, высказав Илье Казакову, что тот в первый день работы явился при полном параде. Казаков И. поступил наоборот правильно, так как он прибыл с другого региона и его вообще никто не знает. Его как руководителя (учитывая его звание) должны были запомнить новые коллеги. В гражданской одежде он воспринимался бы как обычный гражданин (свидетель, потерпевший, зевака, или преступник). Меня как то самого приняли за преступника о чем я напишу небольшую заметку.
Новые начальники не должны при полном параде пройти весь город.
Но находясь на дежурстве (ответственным от руководства), на совещаниях руководителей, нужно быть в форменной одежде. Иначе странно видеть на месте происшествия как человек в гражданской одежде отдаёт указания людям в полицейской форме. Прохожие это воспринимали бы - бандиты руководят ментами. Служба в рядах МВД обязывает к ношению форменной одежды.
Бывают случаи, когда руководителей выдергивают с отгула, или с выходного дня на резонансное преступление (убийство, крупное хищение). Тогда на место происшествия руководители часто прибывают в гражданской одежде, так как ехать переодеваться нет времени, а важно прибыть в наиболее оперативные сроки. Рядовые сотрудники (в смысле не по званию рядовые, а по должности - опера, старшие опера) на резонансные преступления вызываются для усиления основного состава СОГ (следственно-оперативной группы). Дополнительные силы обеспечивают больший охват территории для сбора информации, поиска очевидцев, свидетелей, задержания преступников. Приданные сотрудники чаще всего находятся на месте преступления в гражданской одежде, по тем же причинам, что и выдернутые руководители. Конечно большее доверие у граждан к человеку в форме, чем в гражданке. Но при поквартирном обходе не всегда обязательно открывать дверь. Показания и данные сотрудник в гражданке может записать через дверь, а в дверной глазок можно показать удостоверение. Тем кто не доверяет, могут позвонить в ДЧ отдела из которого прибыл сотрудник. Но обычно люди заранее догадываются о том, что к ним звонят после преступления люди при исполнении, так как слышали о преступлении от соседей или в окно видят раскрашенные служебные машины. Да из подъезда обычно слышны разговоры сотрудников с соседями или потерпевшими на лестничных площадках.
При расстреле водителя с руководителем ОВО, Шилов Роман даёт указание Илье Казакову делать поквартирный обход для поиска очевидцев расстрела. При этом он говорит, что для этой работы в главке не доверяют участковым уполномоченным. Конечно это безусловный бред. При убийствах, совершенных на улицах задействуются не только опера и участковые, но и сотрудники других служб (инспектора по делам несовершеннолетних, ОВОшники (теперь Росгвардия), ОЛРР (теперь Росгвардия) и многие другие, вплоть до паспортной службы). Конечно не все сотрудники и не всегда привлекаются для этого. Всё зависит от обстоятельств преступления, его масштабности преступления (месту совершения, путям отхода, месту обнаружения предметов, скинутых преступниками, брошенный транспорт, место пересадки на другую машину (машины)). Если поквартирные обходы делали бы только убойщики, то они сточили бы ноги по самые уши.
Не понимаю почему эти слова вложили сценаристы в уста Шилова. У кого какие версии? Возможно, что от обиды на участковых? Или для того, чтобы разобщить оперов и участковых? Сегодня этот фильм смотрит ребёнок, а "завтра" он слушатель института МВД, а "послезавтра" он уже действующий работник. Пока новоиспеченный неоперенный сотрудник не окунулся в трудовые будни, на его действия будет влиять ошибочная информация из кино. Операм и участковым очень важно наладить взаимодействие. Как впрочем и между сотрудниками остальных служб, так как это влияет на результаты работы, на жизнь сограждан, на отказ от преступной деятельности оступившихся или рецидивистов (мало кто мечтает всю жизнь сидеть). Эффективность работы правоохранителей заставляет отказываться от совершения преступлений.
Мне нравилась работа в милиции тем, что там было понятно какая служба чем занимается и как можно взаимодействовать с каждым из сотрудников. Это понимание не приходит в первый день работы, а постепенно, по мере пересечения в работе. Этого часто не хватает на гражданке, так как работа менее урегулирована, некоторые не понимают таких понятий как ответственность (в широком смысле), дисциплина, субординация. Конечно встречались и на службе те кто не понимал этих слов, но их было гораздо меньше (1 на 15-20).
Жду Ваших комментариев или вопросов, предложений для обсуждения других тем. До встречи на канале "Безопасный мир".