Литейный, 36. Неприметный по питерским меркам доходный дом. Середина XIX века.
Чего нас туда понесло? Музей. Музей- квартира Н.А.Некрасова.
Поднимаемся на второй этаж. Выше лестница веревочкой перегорожена.
Чтобы пытливые экскурсанты не шлялись. Где не положено.
Сначала направили направо. Выставка, посвященная 200- летию Островского.
Почему-то здесь устроили.
Видимо, пустовали пара комнат. Заполнить их даже по такому поводу особо не получилось.
К Островскому мы в прошлом году ездили. В Щелыково. Задерживаться не стали. Пошли к Некрасову.
Квартиру отремонтировали. К 200-летию Некрасова.
Не всем понравилось.
- Куда делось плетеное кресло, принадлежавшее М.Е. Салтыкову-Щедрину?- возмущались одни- Куда пропала живопись и скульптура второй половины XIX века?
- Ещё проверить надо. Куда деньги потратили.- подпевали другие- Вот с какого перепугу картину «У трактира» купили? И на этом фоне предлагаете рассказывать школьникам о произведениях Некрасова?
Ну что ж. Посмотри сами.
Квартира большая. 200 квадратов. 10 комнат.
- Неплохо поэты жили- вздохнёт читатель- При царском режиме.
Так то оно так. Но учтите. В этой же квартире редакция размещалась. Журнала «Современник». Да плюс здесь фактически две семьи проживало. Сам Некрасов. С женой. И его друг Панаев. С женой.
Да вычтите разные служебные помещения.
Буфетная.
Камердинерская.
Гардеробная.
Прочие закоулки.
Для жизни совсем немного квадратных метров останется.
Единственное, что немного скрашивает эту тягостную картину. Жена Панаева и жена Некрасова- это один и тот же персонаж.
Первая большая зала- как раз редакция журнала «Современник».
За этим столом собирался сливки русской литературы.
И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский. Сидели. Думали о судьбах русской словесности.
Сливки российской словесности.
И только Некрасов вынужден был думать. Как главный редактор. Как с этих сливок свои сливки собрать.
Получалось неплохо. Тургенев, например, не мог простить не мог медиа- воротиле Нерасову., Купил у него «Записки охотника» за 1000 руб. И сразу продал за 2500 руб.
150% прибыли.
Это где-то между тем, когда бизнесмен готов «попирать все человеческие законы (100%) и тем, когда «нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы» (300%). По классификации К. Маркса.
Такой же трюк хотел провернуть со «Снегурочкой» Островского. Но то вовремя отнёс рукопись в другое издательство. Теперь обиделся уже Николай Алексеевич.
Обычное дело. Бывают разногласия между творческими людьми. Но все разногласия скрадывались. За обедом. После редколлегии.
За рюмочкой чая. В столовой.
Рядом кабинет бывшего хозяина квартиры. Панаева.
Приютил в своё время бедного начинающего литератора. Потом воссоздал вместе с ним журнал. Панаев вложил 25 тыс. руб. Некрасов- 5 тыс.руб. Откуда у бедного литератора деньги? Якобы в долг взял. У Герцена. Говорят, так и не отдал.
Как-то так получилось. Через некоторое время единственным владельцем журнала оказался Некрасов. А заодно и Панаевской квартиры. И жены.
В гостиной
в углу- карточный столик.
Основной источник благосостояния поэта.
Папаша как-то рассказывал маленькому Коле «Предки наши были богаты, прапрапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прапрадед две, дед (мой отец) одну, я ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже любил» ( Николай Некрасов. «Мой отец», 1870-е годы).
Николай Алексеевич родовую традицию продолжил. Но более успешно.
Похоже, издательская деятельность- чисто имиджевый проект. Возможность попасть в круг высоких сановных особ. Где в картишки по крупному играют. Играли в английском клубе. А потом сюда перемещались. Когда ставки повышались. Спокойно игру продолжить. Без излишнего любопытства «болельщиков».
Ни знаю как, но поэт почти всегда в выигрыше оставался. Однажды 600 тысяч выиграл.
И что тут полторы тысячи? Которые он у Тургенева отжал.
Короче, многое мог себе позволить.
Любимую забаву, например. Охоту. На охоту певец тягот простого народа «выезжал на пяти тройках, с дорогими винами, закусками, отправляя загонять зверя сотню крестьян».
Трофеи по квартире тут и сям расставлены.
Однажды у заезжего купчишки жену выиграл. 18- летняя Фекла глянулась поэту. Сам женился. Правда, пришлось переименовать в Зинаиду Николаевну.
Не знаю как Николай Алексеевич. А Фекла (Зина) его очень любила.
После смерти Некрасова безутешная вдова устроила аукцион. Распродала всё имущество поэта.
В гостиной жены хозяев квартиры
тоже столик. Но дамы в карты не играли.
В лото.
Эффектная брюнетка считалась одной из самых красивых женщин Петербурга.
И как эта красавица променяла светского денди на рано начавшего лысеть провинциала с реденькой козлиной бородкой?
Николай Алексеевич начал подбивать клинья к жене друга как только поселился в их квартире.
- И когда же добился успеха?- спросите вы.
Понятно когда. Перечитайте выше. Про 680 тысяч и прочее.
Напоследок- место упокоения поэта.
Рядом портрет. Кисти Крамского. В последние дни жизни.
Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек. Провожали гроб писателя до Новодевичьего кладбища.
Выступил Достоевский. Мол, провожаем поэта уровня Лермонтова. Пушкина.
Выше! Выше!- закричала толпа.
А что спорить. К то выше. У Пушкина рост 165 см. У Лермонтова- вообще 158. А Некрасова- 181.