Найти тему
Ромашковый сбор

Город-дом: десять небоскребов от 1 до 10 километров высотой

Ни одно из этих зданий пока не построено, и вряд ли это случится на нашем веку. Но даже на картинках они выглядят очень впечатляюще.

Автор: Василий Лужбин

В прошлом году все с интересом обсуждали проект The Line — вертикальный дом-город, в котором, по замыслу его авторов, должны поселиться девять миллионов человек. Проект уже начали реализовывать, но пока сложно сказать, получится ли довести его до конца. Наверняка многим он покажется уж очень утопичным, однако к нему стоит отнестись серьезно. Все дело в том, что концепция дома-города, в котором человек может жить, не покидая его пределов от рождения до смерти, далеко не нова.

The Line.
The Line.

The Line интересен тем, что он первый среди подобных проектов располагается горизонтально. Все остальные замышлялись как небоскребы, достигающие нескольких километров в высоту. Некоторые из них в принципе тяжело назвать небоскребами — это уже буквально Вавилонские башни с собственными экосистемами. Часть из них действительно хотели построить, другие были рекламными проектами, которые возводить никто и не собирался.

«Бурж-Халифа». Фото: Riyas Mohammed.
«Бурж-Халифа». Фото: Riyas Mohammed.

Самое большое на данный момент здание в мире — «Бурдж-Халифа» в Дубае. Люди, видевшие его воочию, говорят, что это впечатляющее зрелище. Им легко поверить, благо высота этого небоскреба достигает 829 метров вместе со шпилем. И сейчас вы узнаете о проектах, которые выше «Бурдж-Халифа» в несколько раз. Важно отметить, что речь пойдет именно о городах-небоскребах, в которых люди рождаются, живут, работают и умирают.

Эта концепция называется «аркология», придумана в 1960-х годах.

Башня «Никитина — Тавуша» в Токио. Высота: 4000 метров

-3

Один из первых проектов городов-небоскребов, и разработал его в 1966-1969 годах в СССР архитектор Николай Никитин — автор Останкинской башни. Именно Останкинская башня и заинтересовала японцев, причем еще до завершения строительства. Видимо, решили, что раз человек однажды построил самое высокое здание Европы (на тот момент), то сможет сделать что-то и повыше — всего-то четыре километра. В доме предполагалось поселить 500 тысяч людей.

Для Никитина это был интересный вызов. Требовалось решить, как провести водоснабжение, установить вентиляцию, провести электричество на самые верхние этажи. Другие два важных вопроса: как сделать башню устойчивой к ветрам и землетрясениям, с которыми в Японии, как известно, серьезные проблемы. Вероятно, именно поэтому небоскреб решили строить с применением стальной сетчатой оболочки, которую в свое время изобрел другой русский архитектор Владимир Шухов — автор Шуховской башни на «Шаболовской» в Москве. Подобные строения известны своей прочностью.

-4

И хотя японцы были настроены серьезно, в ходе переговоров стало ясно, что здание построить не так-то просто. В результате решили сократить высоту наполовину, до двух километров, а потом и вообще до 550 метров. Это чуть выше Останкинской башни. Но поскольку для Никитина такая высота интереса не представляла, он отказался от участия в проекте.

«Скай-Сити 1000». Высота: 1000 метров

-5

Этот небоскреб короче прошлого на три тысячи метров, построить его хотели все в том же Токио, но уже в 1980-е (это не первый и не последний город-небоскреб, который мог появиться в столице Японии). Жить в нем должно было 35 тысяч человек, а еще 100 тысяч — работать. Внутри планировался типичный набор для подобных башен: парки, общепиты, места для жилья, работы и так далее. Построить его не вышло из-за отсутствия понимания, где брать настолько надежные материалы, чтобы они выдержали вес этой махины. Другая проблема — строительство могло занять до 80 лет. И вновь возникал вопрос с землетрясениями. Выстоит ли здание во время катаклизма, особенно если он разразится во время строительства? И конечно же, все это развлечение обещало обойтись в копеечку. Найти инвесторов для многомиллиардного проекта, который будут строить почти сотню лет, — задача не из простых.

А что с безопасностью? Ведь помимо землетрясений и ветров в таком здании неизбежно будут возникать пожары. По замыслу авторов, платформы, из которых оно состоит, должны были быть негорючими, а в каждом блоке предполагалось сделать не менее шести противопожарных зон.

Передвигаться по строению предлагалось на высокоскоростных лифтах, которые двигались бы не только вертикально, но и горизонтально, а также на поездах, в том числе с первого на последний этаж.

Звучит это все, конечно, крайне интересно. Однако вопрос, будет ли «Скай-Сити 1000» когда-нибудь построен, вызывает серьезные сомнения, хотя официально о его отмене никто не сообщал.

Float. Высота: 1000 метров

-7

Очередная японская задумка от архитектурного бюро Shimizu. В этот раз японцы замахнулись на город-небоскреб аж в самом Тихом океане. При высоте в один километр он должен иметь диаметр в 3 километра. Фактически это строение плавает в океане. Жить в нем должны где-то от 30 до 50 тысяч человек.

Возникает резонный вопрос: а чем будет питаться такое количество людей, обитающих посреди океана? Что ж, часть уровней небоскреба будет иметь плантации, поэтому от голода жители не умрут. На уровне земли людям будет чем заняться, вплоть до досуга на искусственном пляже. Но, разумеется, это в выходные дни — остальное время будет уделено работе в деловой зоне. Ожидается, что там в первую очередь будут базироваться компании, занимающиеся биотехнологиями, возобновляемыми источниками энергии и вопросами, связанными с морем.

-9

Учитывая проблему глобального потепления и повышения уровня воды в океанах и морях, в этом проекте есть свой смысл. Если, например, жители Венеции могут пострадать и вообще потерять свой город из-за проблем с экологией, то обитатели Green Float от этих перемен не пострадают, благо повышение уровня океана никак не навредит башне. Но что будет с ней, если случится ураган или тайфун? Чтобы минимизировать риски, этот плавучий город хотят обосновать в районе экватора, поскольку эта часть считается в целом спокойной. Да и сами авторы проекта заявляют, что плавучее здание будет безопасным. Например, землетрясения на него практически никак не воздействуют. Возможно, это действительно так: независимая экспертиза подтвердила это.

Ziggurat Pyramid. Высота: 1200 метров. Площадь застройки: 2,3 км²

-10

Этот проект уже начинает походить на фантастику, а не на что-то действительно реализуемое. Пирамида Ziggurat вдохновлена сооружениями древних египтян и индейцев майя. Впервые о ней заговорили в 2008 году. Расположена она должна быть в Дубае, а вмещать в себя почти миллион жителей. Планировалось начать ее строительство в 2021 году, закончить в 2028-м, но, видимо, проект так и останется на бумаге.

-11

Тем не менее замысел тоже амбициозный. Пирамида была бы на самообеспечении, с фермами и с эффективной системой общественного транспорта, без автомобилей. Хотя заявленная система распознавания лиц оптимизма не внушает.

Sky Mile Tower. Высота — 1700 метров

-12

Вернемся в Токио и рассмотрим еще один город-небоскреб на воде. Sky Mile Tower должен появиться в Токийском заливе в 2045 году. Очередной проект, который появился с целью расселить людей (в этот раз 55 тысяч человек) в городе с огромным населением и дефицитом площадей. Но одним небоскребом дело не ограничится.

-13

Вокруг башни планируется создать несколько шестиугольных колец шириной от 500 до 1500 метров, чтобы защитить комплекс от волн. Вместе с этими островам здесь сможет жить более 500 тысяч человек.

-14

Соединять Sky Mile с Токио будут поезда, а для внутренних перемещений предусмотрены высокоскоростные лифты с магнитной подушкой. Обещают, что у конструкции не будет проблем с ветряными потоками. Цена вопроса на данный момент неизвестна, но, по некоторым оценкам, строительство комплекса выйдет в 600 миллиардов долларов. И, к слову, в сравнении с некоторыми следующими проектами это еще не так много.

Times Squared 3015. Высота — 1733 метра

-15

Всего 33 метра разницы в сравнении с прошлым проектом, зато какие многообещающие фантазии. Фантазии потому, что это как раз тот случай, когда никто всерьез не планирует возводить этого гиганта на месте Таймс-сквер в Нью-Йорке. И хотя самая знаменитая площадь Америки на протяжении всей истории постоянно трансформировалась и меняла облик, вряд ли кто-то захочет отдать ее под небоскреб высотой почти два километра. Вторая причина легко прослеживается в названии: 3015 — это год, когда башня возвысится над Нью-Йорком. То есть быть этому уж точно не суждено.

-16

На фоне множества других городов-небоскребов Times Squared выделяется относительно небольшой площадью застройки. Но в остальном мало чем от них отличается. Башня тоже разбита на блоки. В некоторых будут природные зоны. У жителей будет уникальная возможность прогуляться по лесу на высоте где-то примерно в километр от земли. Кое-где можно будет побродить по холмам и горам. В другой части построят вертикальную ферму, производящую кислород для жителей. Если людям будущего такой досуг интересным не покажется, они смогут сходить на стадион и посмотреть игру — в небоскребе будет и такое.

Почти во всех блоках есть квартиры, поэтому потенциальным жильцам придется решать, что они захотят видеть за окном: лес, пляж, Таймс-сквер или какие-то другие ракурсы Нью-Йорка. Площадь в самом небоскребе тоже планируется. Чтобы не уничтожать здания, находящиеся на ней, авторы решили, что было бы неплохо перенести один из блоков. Как именно это предполагается реализовать — загадка, но поскольку проект рекламный, то почему бы и нет.

Shimizu Mega-City Pyramid. Высота — 2004 метра

-18

Первое здание, переваливающее за два километра, и вновь это Токио. Пирамида могла бы стать домом для миллиона людей. Спроектировали его в том же бюро, что и Green Float. Интересна башня тем, что в каком-то смысле использует принципу матрешки — из 55 небольших пирамид появится основная. У нее восемь уровней, в каждом из которых должны появиться небоскребы поменьше. Как и Green Float, она претендует на Токийский залив.

-19

На первых уровнях будут жилые помещения, а повыше — офисы (где смогут работать люди из самого Токио), торговые и развлекательные центры. Каркас состоит из огромных труб, по ним же можно перемещаться. Вертикально — на лифтах и эскалаторах; по горизонтали — на беспилотных поездах.

Проблема с возведением этой пирамиды кроется в материале. Чтобы строить сегодня что-то большое, нужен металл. Но, с учетом размеров конструкции, она просто не выдержит своего веса. Японцы надеются на углеродные нанотрубки: они прочные и весят не так много. Но пока что это не самый распространенный материал в строительстве. И если пирамиду все-таки начнут возводить, то займутся этим уже не люди, а роботы. Но на нашем веку мы этого не застанем, ждать ее появления не стоит раньше 2100 года.

Ultima Tower. Высота — 3218 метров

-21

Этот монстр стал известен людям в 1991 году и должен был появиться в заливе Сан-Франциско. Его довольно специфический и в чем-то отталкивающий облик был вдохновлен африканскими термитниками. Но в данном случае вопрос заключался не в эстетике, а и практичности — благодаря такому строению Ultima Tower не обрушится.

Идея башни возникла, когда ее авторы изучали агломерацию залива Сан-Франциско. Они поняли, что в городе есть проблема с парковками, и со временем она будет только разрастаться. Чтобы из-за этого не уничтожили природные окрестности, они решили, что будет неплохо построить что-то по-настоящему масштабное и заселить туда порядка миллиона жителей. У башни должна была появиться своя сложная климатическая система на 120 уровней. Там были бы озера, реки, холмы небеса и леса. Попасть на вершину здания можно было бы чуть меньше, чем за 10 минут, на скоростном лифте, работающем на солнечной энергии. Кроме лифтов жители смогли бы передвигаться на электрокарах, водородном транспорте и велосипедах.

В пересчете на нынешние доллары строительство обошлось бы в 210 миллиардов.

X-Seed 4000. Высота — 4000 метров

-23

Как и башня «Никитина — Тавуша 4000», этот проект токийского здания имел высоту четыре километра. Но если первая имела основание диаметром 800 метров, то у проекта бюро Taisei Construction Corporation он составил бы целых шесть километров. Благодаря таким масштабам в небоскребе жило бы до миллиона человек. Но тут стоит уточнить, что его точно никто не собирался строить, авторы признались, что в первую очередь их интересовал пиар своего бюро.

-24

Вдохновлялись они горой Фудзияма, хотя башня больше похожа на здания из фильма «Бегущий по лезвию». Внутри жители смогут наслаждаться прогулками по паркам и зеленым зонам с регулируемым климатом. Поскольку X-Seed уж очень высокий, на его вершине всегда будет снег. А где снег, там и горнолыжные курорты.

На строительство всего этого безобразия пришлось бы потратить более трех миллионов тонн стали и порядка тридцати лет. Стоить это будет внушительные 1,3 триллиона долларов по курсу 2023 года.

-26

И все же считается, что в ближайшие десятилетия подобный проект воплотить частично получилось бы. Несмотря на его дикость, многие предложения по нему родились не просто благодаря чьей-то богатой фантазии, а в результате множества исследований и расчетов. Поскольку из-за его размеров небоскреб просто негде строить, авторы предложили сделать это на воде — опять в Токийском заливе.

Токийская Вавилонская башня. Высота — 10 000 метров

-27

И вот — самое высокое здание из когда-либо запланированных. Высота Токийской Вавилонской составляет десять километров, это выше, чем Эверест (8849 метров). Придумал это чудище японский профессор Тосио Одзима. Его детище могло стать домом для тридцати миллионов человек. Таким населением не может похвастаться даже филиппинская Манила — там “всего” 25 миллионов. Еще немного цифр: если стоимость X-Seed 4000 в 1,3 триллиона долларов вас слегка ужаснула, то присядьте. На Токийскую башню придется выделить 25 триллионов.

-28

Башня делится на секции для разных нужд. На самой вершине собирается солнечная энергия и ведутся космические разработки. В подземной части — электростанции, генераторы и парковки для авто. А между ними, как обычно: жилье, офисы, коммерция, необходимая для полноценной жизни инфраструктура и тому подобное.

-29

Проблемы проекта такие же, как и у прочих подобных, но из-за масштабов они становятся совершенно очевидными: неадекватная дороговизна, переселение людей и предприятий, диаметр в 12 километров. И вишенка: строительство займет от 100 до 150 лет. Ко всему прочему могут возникнуть проблемы у людей, которые к башне никакого отношения не имеют. Например, чтобы избежать ЧП с самолетами, полеты в этой зоне придется регламентировать или вообще запрещать. Вопросы безопасности тоже никуда не девались — что случится с людьми, которые живут не только внутри, но и на близлежащих территориях, если такая глыба рухнет? 11 сентября покажется на этом фоне разрушением домиков из кубиков. И не стоит забывать, что на верхних этажах температура падает примерно до -55 градусов по Цельсию. Как обезопасить обитателей дома на случай разбитых окон?

-30

Как и в случае с остальными проектами вроде Токийской Вавилонской башни, есть и другие вопросы: каков их юридический статус, будут ли у них свои органы власти, что с полицией? Где и как, в конце концов, будут хоронить людей и действительно ли в таких махинах будет комфортно жить?

Сейчас эти замыслы выглядят нереализуемыми и весьма дикими. Но ведь и среднестатистический житель Нью-Йорка 1823 года наверняка не поверил бы, что город окажется застроен небоскребами, а если бы увидел это, то ужаснулся бы. Поэтому начатый в прошлом году проект The Line, если будет реализован, может начать новую эпоху в градостроительстве. Наверняка в ближайшие годы мы увидим еще немало подобных идей. Вдруг одну из них доведут до конца?

А для тех, кому до сих пор трудно представить масштабы этих зданий, есть видео, в котором сравниваются как ныне существующие небоскребы, так и фантастические высотки, включая проекты, не вошедшие в наш список.