Найти тему

МИКРОЧАСТИЦА ВСЕЛЕННОЙ

#частицавселенной

Очень люблю все фильмы младшего Тодоровского, а его «Оттепель», и «Частица вселенной» - безусловно, шедевры современной кинематографии. И если первый сериал периода молодости наших родителей, то второй вполне себе современный. И в обоих просматриваются линии любви, жизни, сложных взаимоотношений взрослых людей. Порой обычные с виду люди внутри устроены так невероятно, что не сразу и понимаешь. Режиссерское решение сценария вместе с игрой прекрасных актеров открыли мне целый мир ощущений и впечатлений, заставили смотреть все серии не раз, и даже второй раз не все получилось понять. Третий раз я смотрела с перемоткой. Что-то ускользало от понимания, и я включала эпизод раз за разом. Откровенно – мой старший ребенок иногда после совместного просмотра говорил мне: вот это так и так – а я удивлялась, почему ей это доступно, а я е увидела и не прониклась. Почему глубина ее понимания была сильнее моей? Такие они – наши дети. Эволюционировавшие позже нас и проникающие в тайны мироздания с меньшей погрешностью. Учиться нам скорее нужно у них, нежели им у нас.

В фильме Валерия Тодоровского линии семей и судеб, слишком плотно переплевшихся в связи с командной отправкой на МКС, несколько. И мне в первые разы не открылось – почему финал был именно таким. Именно эти эпизоды я и пересмотрела в выходной день, ютуб услужливо подкинул мне шестичасовую безрекламную версию. И я смотрела, вглядывалась в лица и вслушивалась в интонации и тембр голосов. Прекрасная Виктория Исакова в роли Надежды, именно – надежда на любовь, тепло и глубину. Она первая говорит мужу, что встретила другого мужчину. Она не может дальше жить во лжи, хотя и отношения с Геннадием Яшиным, в исполнении чудесного Сергея Пускепалиса, уже не такие, как были. Командир экипажа не раз удалялся от своей формальной гавани – жены Ларисы. И ее прекрасно сыграла Анна Михалкова. Сыграла роль освобождения от мужчины, который мог так с ней поступать не единожды. Все я понимаю: мужской мир так устроен, что в его оперативную память прошито больше земного, тяжелого, больше низких чакр. Инстинкт размножения на то и инстинкт, один из базовых наряду с едой и сном. Эту пирамиду Маслоу вывели не просто так. С другой стороны – нарушающая баланс женщина сразу – изгой и бита дважды (две пощечины). Поход Яшина в интим с чужой женой – это плохо, но доблесть. А поход Надежды в отношения с чужим мужем – это низость, подлость, и ее вина до такой степени вина – что она на коленях в ЦУПЕ просит разговор с мужем на МКС. Вот я не знаю – но поставить на колени надежду – это очень сильно, это режиссер прямо ва-банк пошел. И главное – это сработало. По сути, сработал шантаж, а по внешнему восприятию – Надежда стоит на коленях, и это видит прилично большое количество людей.

Понравился Алексей Макаров в исполнении роли обманутого мужа Андрея Каманина. И именно в последнем просмотре я стала смотреть на его игру более пристально. Те ощущения и те эмоции, которые он давал – мне понравились даже больше, чем игра Пускепалиса. Каждый был в рамках роли, наверное. Только сыграть такое: муж верен, а жена нет – сложнее, чем героя-любовника. И этот финал, когда слыша, как главный врач Байконура удерживает Надежду, и Каманин, слыша это, разворачивается и со словами «Не надо трогать руками мою жену» идет ее защищать и попадает в объятия Надежды. Вот этот момент – собственно кульминация фильма (лично для меня) и делает весь сериал неожиданным. Прощают неверных мужей миллионы обманутых женщин. Но здесь – все наоборот, и жена, сначала уставшая от равнодушия мужа, начинает встречаться с другим мужчиной, а потом в процессе полета ее мужа и ее любовника, вдруг понимает – за кого она реально больше переживает. Ее это удивляет, она говорит об этом с психологом. Только ситуация прожита не одной такой семьей – вдруг изменившая женщина становиться для обманутого мужа привлекательной. Он понимает, что потеря ее – это и его заслуга, он, конечно, винит ее, потом винит себя.

-2

Я не хочу по эпизодам разбирать фильм, есть наверняка много рецензий, которые я не читала. Пишу и не рецензию, а свои ощущения от просмотра, ощущения той ситуации, в которую попали главные герои, как тысячу лет до них. Мне понравилось именно то, что все – были искренни. Мне понравились их дети, сыгравшие свою определенную роль. Мне очень понравилась Лариса, когда она уходит из ЦУПА, отказавшись говорить с мужем по связи, поняв, что ей надоело терпеть его измены. И ее момент освобождения от прекратившейся (наконец-то) любви прекрасен. «Перегорело», говорит она и уходит. В новую жизнь, а позже в другую любовь и семью. Это прямо хэппи-энд. Такой себе голливудский сценарий, где все счастливы. Геннадий Яшин (Сергей Пускепалис) остается со старшей дочкой. В связи с травмой он не может больше летать в космос. И он тоже честен: он слышит то, что говорила Надежда Андрею Каманину и понимает: её любовь к мужу – настоящее, а к нему – притяжение и страсть недолюбленной женщины. И вот эта встреча Надежды и Андрея в финале – и сыграна актерами, и прописана в сценарии невероятно сильно.

Я даже не знаю, как и могло бы быть иначе.

Хотя нет. Слишком хорошо знаю….

-3