В 1920-е годы спрос на экскурсии, зачастую совмещённые с отдыхом на природе, неуклонно рос.
Экскурсии захватили всю рабочую массу. Даже старики, старухи, которые не представляли себе никогда иного отдыха, как посидеть на парадной, поиграть в картишки, устроить пьянку, – даже они едут на экскурсии – расправить на солнышке свои усталые костигазета «Ленинградская правда»
август 1924 года
В 1920-е годы в газете даже была специальная рубрика «Вопросы летнего отдыха», в которой, среди прочего, немало места уделялось экскурсионному времяпрепровождению советских тружеников.
Тогда, подводя итоги близившегося к закату летнего сезона, газета отмечала, что экскурсионная «горячка» достигла «грандиозного размаха»: «По утрам, в праздник, и перед праздником, вечером, со всех вокзалов Ленинграда отходят поезда, переполненные до отказа». Город на Неве, окружённый дворцово-парковыми ансамблями с хорошей транспортной доступностью, предоставлял возможность трудящимся в выходные дни сполна насладиться великолепием бывших царских резиденций и дворянских усадеб, окунуться в негу тенистых парков. Уже с 1918 года в пригородных дворцах-музеях проводились просветительские экскурсии, ставшие массовыми после Гражданской войны, когда молодое советское государство смогло вздохнуть относительно свободно.
Лавина экскурсантов значительно усилила нагрузку на железные дороги, не обладавшие потребным количеством мало-мальски комфортабельного подвижного состава. Было решено перевозить отдыхающих… в товарняках. Собственно товарные вагоны и раньше в случае необходимости использовали для перевозки людей, такие вагоны именовали «теплушками», однако в случае с экскурсантами из-за спешки эти вагоны подчас не были соответствующим образом подготовлены. Рабочие писали в газету, что им случалось ездить в «телячьих вагонах, невероятно грязных» и всю дорогу «валяться на перемазанных нарах». В роскошных дворцовых интерьерах, среди ковров, мрамора и позолоты, особенно пикантно выглядели экскурсанты, прибывшие в вагонах из-под угля – «не чище трубочистов после работы».
Вот, наконец, приехали на место. Увлекательный рассказ знатоков-экскурсоводов производил на рабочих «живое и благотворное» впечатление: «В знак солидарности науки и пролетариата тысячная толпа качала профессора на руках».
Однако были в экскурсионной работе и промахи. 20 июля 1924 года группа красноармейцев с энтузиазмом отправилась в Детское Село (бывшее Царское Село, ныне – город Пушкин): «Эх, и посмотрим, и узнаем кое-что о житье-бытье «богов земных»». В Екатерининском дворце экскурсовод устроил бойцам «скачку взапуски»: «Это – такая-то комната, а вот – картины. Ну, идёмте дальше,… идёмте скорей, кучнее держитесь…». Не так давно прибывшие из деревни, красноармейцы, настроенные подробно познакомиться с царскими апартаментами, в этой гонке не успевали толком рассмотреть не только что отдельные предметы, но даже и стены. Экскурсанты так и не поняли, за какую такую провинность они были наказаны – «не заслужили чести быть посвящёнными в историю бывших дворцов». Как знать, может, экскурсовод опасался подолгу задерживаться у ценных музейных вещей, опасаясь за их сохранность? Отдыхающие, и правда, попадались разные.
Увидев в парке большие дерева сирени, экскурсанты… бросились их ломать. Ломали целыми суками и портили другие деревья и кустарникитакой случай подметил корреспондент «Ленинградской правды» в одном из пригородов
В погожие деньки особый интерес вызывал искрометный «веселый Петергоф»: «Там бьют маленькие и большие фонтаны, и могучий «Самсон» рвёт пасть льва, изрыгающего реки воды». Уже самое начало путешествия вроде бы настраивало на приятную негу, ведь в столицу фонтанов можно добраться «синим-синим морем», на самом настоящем белом пароходе! Но вот незадача – рабочие Балтийского завода, отправившиеся водой в Петергоф, «два часа любовались им с моря», потому что пароход возле самого причала сел на мель, и обратно потянулись уже поездом. «Вышел не отдых, а мучение».
Да и при посадке на водный транспорт часто случались казусы. Пароход, который «пользуется большим почетом со стороны экскурсантов», редко отчаливает в назначенный срок – на посадку пускают поздно, начинается толкучка, да и билетов подчас раздают не по вместимости, так что многие попросту вынуждены оставаться на берегу.
Отдых в окружении водных просторов – что может быть приятнее в жаркий день? На прудах и озерах устраивали гребные пункты: «Плавно плывут по спокойной поверхности озера лодки; кругом разносятся «песни молодецкие» Андрюхи с Балтийского завода и звуки аккомпанирующей ему гитары» – такую сценку подсмотрел репортер «Ленинградской правды» в Парголово. Но тихая водная гладь таила нешуточную опасность для разгоряченных отдыхающих. В июле 1924 года работники фабрики «Красное Знамя» приехали в Парголово и спонтанно (видно, погода была жаркая) решили искупаться в Суздальском озере. Напрасно встречавшее экскурсантов местное руководство предупреждало, что «купанье здесь обычно не производится, так как обрывы, ямы и тинистое дно представляют опасности» – смельчаки всё равно полезли в воду. Вскоре заплывшая далеко 16-летняя Нина Годышева стала звать на помощь, но спасти её не успели…
Бывало, что экскурсанты и отдыхающие разных заводов, уделив повышенное внимание горячительным напиткам, вступали сначала в словесную, а затем и во вполне контактную конфронтацию друг с другом, пуская в ход не только кулаки, но и финки. Что же, к культурному отдыху тоже нужно было привыкнуть…
В городе на Неве, как известно, погода нестабильная – то жара, то вдруг ливень, но трудящиеся иногда не делали на это скидку и писали в газету жалобы… на дождь: «Вы только подумайте, всё время погода хорошая стояла, а выбрались мы в Сестрорецк, к морю, на солнышко пожариться, – ветер поднялся, а потом дождь, и испортил всякое удовольствие. Когда же машины придумают – дождь разгонять?».
Несмотря на все недочеты, число экскурсантов неуклонно росло. Ведь каждому хотелось хоть ненадолго «вырваться из каменных ящиков, оставить асфальт дворов, булыжные мостовые и из горящего пекла ленинградских улиц уйти туда, где нет городской пыли, где можно растянуться на травке, полежать в тени деревьев, послушать рокот моря, – за город и на вольный воздух».
Автор: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».