Владимир Федорович Кадулин считался одним из лучших карикатуристов дореволюционной России. Затем о нем предпочли забыть по политическим причинам. Однако созданные им юморные открытки ценятся до сих пор
Художник Кадулин родился в 1884 году в бедной дворянской семье в городе Каменец-Подольский (сейчас это Хмельницкая область Украины). Он учился в Санкт-Петербургском юнкерском училище, в 1900 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем перевелся в Киевское художественное училище. Все время учебы его сопровождало безденежье. Сохранилось прошение Кадулина на имя директора училища академика архитектуры В. Н. Николаева: "В настоящее время я поставлен в очень скверное положение — у меня нет не только денег на краски, холст и т. п., но нет (и негде достать, так как живу в Киеве недавно и почти не имею знакомых) на более существенные нужды. Почему я обращаюсь к Вашему Высокородию с просьбой помочь мне, давши заимообразно 10 руб". В выдаче средств было отказано. Есть мнение, что из-за отсутствия денег на краску Кадулин переключился с масляных красок на более дешевую акварель. В 1905 году Кадулин не сдал экзамены и был отчислен из Киевского училища "по причине непосещения".
Художник сотрудничал с разными изданиями, создавал иллюстрации и карикатуры, в том числе для газет "Киевская жизнь", "Киевская заря", "Киевская речь" (все 1906), «Киевский голос» (приложение «Киевская искра», 1907—1911), "Киевская мысль" (1907—1914), "Зритель" (1918), петербургский "Журнал журналов" (1906), киевские журналы "Гвоздь" (1907), "Киевский звонок" (1912), "Урод" (1918). Затем его пригласило к сотрудничеству известное издательство "Рассвет". Оно выпускало открытки в Киеве, которые расходились огромными тиражами по всей стране. Оно в том числе выпускало серию "Русские юмористические открытки". В 1911 году издательство получило за данную серию золотую медаль на выставке открыток в Варшаве. Художник создал для "Рассвета" несколько известных циклов: "Типы студентов", "Типы курсисток", "Типы гимназистов", "Пьяная серия" и не только. Некоторые открытки подписаны псевдонимами. Чаще всего художник использовал псевдоним Наядин
Вот некоторые широко известные открытки
Одна из серий посвящена гимназисткам. Героиня - романтическая барышня, которой любовные переживания интереснее учебы. В качестве лирического героя обычно гимназист или студент. Серия достаточно скромная, поэтому не вызвала такого резонанса.
Как видим, курсистки - куда менее привлекательны. В то время отношение к "ученым девам" было либо пренебрежительным или, как минимум, настороженным. Суфражистка справа - классический "синий чулок", как тогда его и изображали. На первой - подпись "фребеличка". Фребель - немецкий педагог, один из теоретиков дошкольного воспитания. В Санкт-Петербурге в 1866 году последователи, а точнее, последовательницы открыли первые бесплатные сады для детей фабричных рабочих. Их организацию профинансировала благотворительное "Общество дешевых квартир". Участницы общества помимо прочего отстаивали идеи женского равноправия. Из-за отсутствия господдержки сады просуществовали недолго, но название "фребелистка" стало нарицательным.
Типы студентов более едкие
А тут высмеяна проблема многих небогатых студентов, в первую очередь иногородних. Но с ней сталкивались и другие "понаехавшие": съем жилья. В большом городе он существенно обременял бюджет. При этом если человек заехал легально и подписал договор, выселить его было сложно. Даже если он не платил, его нельзя было выставить на улицу, только по решению суда. Суд был делом хлопотным и тоже требовал расходов. По этой причине хозяевам часто было проще подождать денег 1-2 месяца, чем идти в суд. Они могли привлечь полицию для воспитательных бесед, но это мало помогало. И студент это прекрасно знает.
Еще более популярной стала пьяная серия.
В 1914 году ввели сухой закон, и проблема стала злободневнее. К обычным шуткам про пьяных добавились шутки про поиск алкоголя, всевозможные суррогаты и вынужденную трезвость.
Алкоголиков и маргиналов автор рисовал с реальных обитателей киевского дна.
Довольно часто любители выпить пускали в ход политуру - жидкость, с помощью которой полировали мебель. Алкоголики пили ее иногда в чистом виде, иногда делали коктейли.
Иногда в ход шли и другие жидкости, технические и для внутреннего применения не предназначенные. Некоторые использовали лекарства на спирту.
Ханжистка - любительница самогона ханжи. Слово "ханжа" пришло с Дальнего Востока. Это искаженное название китайской водки ханшин.
Эфир - газ, который применяли сначала для анестезии. Потом от него отказались в пользу хлороформа. Эфир противно пах. Но были люди, использовавшие сей газ не по назначению.
Были и другие шутки. Некоторые актуальны до сих пор
"Дачный муж" - своего рода клише конца 19 - начала 20 века. Многие горожане на лето переезжали на дачи. При этом мужья продолжали работать в городе и вынуждены были не только тратить время на дорогу, но и тащить из города нужные вещи, которых не было в дачных поселках.
Купить оружие в то время было легче, чем сейчас, поэтому человек с револьвером в кармане был обычным делом
Многие богачи стремились обзавестись содержанками из творческой среды. Иметь любовницу-балерину было престижно. Но девушки часто хотели большего.
После революции он рисовал антисоветские карикатуры. Затем он эмигрировал сначала в Стамбул, затем в Нью-Йорк. Он умер в 1957 году.
о британских ехидных открытках можно прочитать тут
#юмор #история #дореволюционнаяроссия #открытки #винтаж #карикатура