В институте я делала диплом по поэзии экспрессионистов. Я заканчивала Полиграф, факультет ХТОПП. Там учат на художников книги, ну и соответственно я делала на диплом книгу со своими иллюстрациями и оформлением. Тогда я узнала про этот фильм. Он ОООЧень экспрессивный. Декорации были специально созданы с искаженной перспективой, с искаженными пропорциями. На плоскости были наклеены остроугольные черные формы. Благодаря этому в кадре ощущается все время очень напряженная драматичная атмосфера..
В фильме оператор активно использует тени от актеров. Можно сказать, что тень тоже отдельный актер в этом фильме.
Контраст света и тени настолько сильный, что люди буквально сливаются с тенями или с освещенной стеной и возникает почти абстрактная картина.
В этой части я продолжаю исследование планов в картинах художников и кино. Разглядывать кадры кино оказалось так увлекательно! После Калигари я увлеклась кадрами из фильма "Иван Грозный" Эйзенштейна. И, мне кажется, что что-то общее в композиции кадров этих фильмов есть. Такой же сильный контраст света и тени, противопоставление крупных и дальних планов. Смотрите:
Эйзенштейн тоже использует тени, как выразительное средство. В этом кадре тень прям на лице. В других тень Ивана грозного на стене. Это настраивает нас на атмосферу таинственности и заговоров.
Контраст черного и белого на котором композиционно построен фильм передает мысль о том, что это фильм про эпоху больших кровопролитных боев, что исторические характеры трактуются без полу тонов, как и освещенность кадра.
В фильме "Из жизни отдыхающих" часто в кадре туман. Атмосфера плавности, зыбкости. То у них туман, то дождь, то белые занавески. Не жная белизна почти все время в кадре. В фильме жизнь отдыхающих в Крыму осенью и все скучают. И правда эта туманность вводит нас в такое состояние полусна...
Состояние света и тени не только создает атмосферу в кадре или картине, но еще выделяет главное и прячет лишнее.
Направленный свет в интерьере создает уют. Направленный свет сбоку выявляет рельеф объекта, создает ритм.
Если вы совсем никогда не рисовали, но хотите попробовать ощутить эти художественные приемы на практике, возьмите несколько небольших бумажек и разделите их на три неравных формы: большую, среднюю и маленькую. Дальше закрасьте их карандашом по разному, так чтобы в одном случае создавалась напряженная, драматическая атмосфера, а в другом спокойная, поэтичная. Придумайте еще какие-то образы, которые вы переведете в такие абстрактные пятна.
Потом посмотрите на свои рисуночки, что напоминают эти пятна? В какое изображение их можно превратить?
Продолжение опять следует...