Валерий Маслов — феномен, который одновременно был капитаном сборных СССР и по футболу, и по хоккею с мячом, становился чемпионом Советского Союза по обоим видам спорта. Можете ли вы представить такое в современном спорте? Нет, потому что Маслов — уникум, таких больше нет и не будет.
МАСЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
Родился: 28 апреля 1940 год
Умер: 27 июля 2017 год
Позиция: полузащитник
Годы в «Динамо»: 1961 – 1971
Официальные матчи: 351
Мячи: 54
Достижения: Чемпион СССР 1963 года
второй призер чемпионатов 1962, 1967 и 1970 годов
Обладатель Кубка СССР 1967 и 1970 годов
Обладатель приза «Подснежник» 1968 года
Один из самых результативных полузащитников советского футбола
Капитан команды 1965-1968
Забил 1500-й мяч команды в чемпионатах страны (12 апреля 1969 года в ворота одесского «Черноморца»).
Игровая характеристика: Один из лучших полузащитников советского футбола 60-х годов. Поразительного трудолюбия, выносливости и неистощимой энергии футболист, которых у него хватало, как правило, на все девяносто минут игры. Поэтому его часто называли «мотором» команды. Его отличительной особенностью было то, что он одинаково сильно и эффективно действовал как в созидательных, атакующих, так и в оборонительных, разрушающих действиях. С одинаковой легкостью и мастерством он справлялся с заданиями и по нейтрализации сильнейших форвардов соперников, и по организации общекомандных действий. Он был универсальным футболистом необычайно широкого диапазона действий. Высокое индивидуальное мастерство и необычайную тактическую одаренность он расцвечивал игровым озорством, хитроумными ходами. От него исходили на поле не только уверенность и надежность в выполнении всех необходимых по ситуации технических и тактических приемов и действий, но и веселость, задорность, неистощимая оптимистичность. Он как бы наслаждался игрой и призывал трибуны разделить его удовольствие от нестандартного, творческого отношения к футболу. В коллективе за свой веселый нрав, неунываемость и мастерство пользовался большим авторитетом.
САМОРОДОК
Когда речь заходит о Валерии Маслове, все, кто был с ним знаком, светлеют лицом. Пожалуй, никому из мастеров русского хоккея не достается такого числа восторженных отзывов: что среди хоккеистов прошлых лет, что среди болельщиков, видевших его в деле. К этому утверждению могут ревниво отнестись разве что поклонники футбольного «Динамо» — для них Маслов также фигура статусная, один из ведущих игроков команды 60-х.
Валерий Маслов был непревзойденным балагуром, шутки и остроты сыпались из его уст как из рога изобилия. Многие не могут быть отражены на бумаге по цензурным соображениям, но были и такие, которые, как афоризмы, вошли в историю. Когда в 1979-м футбольное «Динамо», возглавляемое Виктором Царевым, сыграло неудачно, Маслов во время горячей дискуссии на эту тему изрек: «Пора кончать с царизмом!» Взрыв хохота, последовавший за хорошо всем известным революционным призывом, прервал обсуждение, напомнив благородному собранию, что участников ждет накрытый стол.
Валерий Маслов — рекордсмен по чемпионским титулам в годы, когда первенства мира проводились раз в два года. Он — восьмикратный. Валерий Павлович всегда подчеркивал, что мог быть и девятикратным, но в 1969-м предпочел отправиться с футбольным «Динамо» в длительное турне по Южной Америке.
Именно Маслова многие считают сильнейшим «русачом» всех времен…
Понятие «самородок» применительно к человеку определяется как самобытный, своеобразный, особенный, вышедший из среды без всяких ее влияний с прирожденным, самостоятельным нравом.
Валерий Маслов — подлинный самородок. Конечно, у него были тренеры и партнеры, но история его восхождения — это путь уникального дара, помноженного на трудолюбие. Сам Маслов отмечал, что в становлении игрока трудолюбие играет не меньшую роль, чем талант.
ВОСХОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕРОВО
Детские годы Валерия Маслова прошли в подмосковном тогда Перово. Но о своем местожительстве он всегда уточнял — Карачарово, остановка автобуса «Переезд» Старо-Рязанского шоссе. В 1952-м Маслов записался в футбольную секцию завода «Фрезер». Тренером был Марк Семенович Левин. Другого воспитанника этой секции — Эдуарда Стрельцова (он был на три года старше) заметили совсем еще в юном возрасте и пригласили в «Торпедо». Маслов же пробивался в «высший свет» иными путями.
Через два года он начал одновременно играть за детскую команду «Крылья Советов» из другого подмосковного города — Жуковского, где тренером был Лев Иванович Гвоздев. Именно его называл Валерий своим основным детским тренером.
Среди партнеров Маслова был будущий футболист московского «Торпедо» Валентин Денисов, которого именовали русским Пеле. Ныне он, увы, подзабыт. Лучше помнят другого масловского партнера тех лет — двукратного олимпийского чемпиона по хоккею с шайбой Игоря Ромишевского. Именно на пару с ним Валерий прошел через первые хоккейные команды мастеров — перовский «Урожай» и калининградский «Труд».
В футболе же он успел провести по сезону в составе «Труда» из Нальчика и команды Карачаровского механического завода. Скепсис по поводу заводской команды неуместен. За нее в 1959 году играл, к примеру, спартаковец Борис Татушин, отбывавший дисквалификацию после «дела Стрельцова».
За команды из Калининграда Маслов играл два года. Если подходить скрупулезно, то за хоккейную — два сезона, а за футбольную — полтора. Дело в том, что Валерия — уже чемпиона мира по хоккею с мячом 1961 года — летом того же года затребовали в футбольное «Динамо».
Пошел туда Валерий без робости. Формулировал для себя так: «Не подойду в футбол, пригожусь хоккейной команде». Но случилось так, что в неудачном для динамовских футболистов сезоне 1961 года Маслов, минуя дубль, органично вписался в основной состав. На десять долгих сезонов.
ХОККЕЙ — НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Маслов был своего рода последним из могикан. Если в 50-е годы многие еще совмещали выступления на высоком уровне в футболе и хоккее с мячом, то в следующем десятилетии таковых уже практически не осталось. Маслов продержался дольше всех.
Но давалось ему это в тяжелых спорах с футбольными тренерами. Зимой 1962 года новый наставник московского «Динамо» Александр Семенович Пономарев был категоричен. Валерий вспылил: «Если так ставите вопрос — закончу с футболом!»
«Хорошо, что календарь того сезона позволил тренироваться не только с хоккеистами, но и с футболистами, — вспоминал Маслов спустя годы. — Помогли, конечно, и увещевания председателя городского совета «Динамо» Льва Евдокимовича Дерюгина. Тем не менее, отправляясь с хоккейным «Динамо» в конце февраля на Урал, не был ни в чем уверен. Договорились так: приеду на заключительный сбор, а дальше — на усмотрение тренера. Постепенно все пришло в норму, хотя Пономарев, а впоследствии Вячеслав Дмитриевич Соловьев и Константин Иванович Бесков по поводу моих отлучек ворчали. Правда, Бесков и Трофимов, который тренировал хоккеистов, были друзьями, поэтому договаривались без особых проблем».
МАСЛОВ И БЕСКОВ
В футбольном чемпионате 1970 года для определения чемпиона потребовался дополнительный матч между «Динамо» и ЦСКА. Завершился он вничью, была назначена переигровка. Драматичный поединок в Ташкенте складывался в пользу динамовцев – к концу первого тайма они вели в счете 3:1. Но в итоге верх взяли армейцы — 4:3…
Поражение во многом объяснялось просчетом Бескова. Наставник «Динамо» настолько уверовал в победу, что, приняв в перерыве изрядную долю коньяка, расположился на трибуне, покуривая сигару. Находившийся с запасными на динамовской скамейке второй тренер Адамас Голодец замены сделать не решился, а они потребовались, когда выдохлись Авруцкий и Еврюжихин.
По окончании матча Бесков обвинил Маслова, Аничкина и Еврюжихина в сдаче его в интересах ставок в подпольном тотализаторе. Это ложное обвинение поставило крест на добрых отношениях Маслова с Бесковым, которого Валерий Павлович и много лет спустя продолжал считать лучшим среди отечественных футбольных тренеров.
«Через два месяца после Ташкента, — продолжал Маслов, — «Динамо» на своем поле проиграло в хоккей свердловскому СКА — тот же счет 3:4. Мы вели во втором тайме — я как раз третий забил, но при счете 3:2 на последних минутах два мяча пропустили. Досадно было — словами не передать! Так Бесков своему другу Трофимову после игры ту же песню запел: «Они, Вася, не просто так проиграли…»
Сезон 1971 года стал для Маслова последним в большом футболе. По ходу сезона Бесков отрядил Валерия на позицию свободного защитника. В этом качестве он отыграл матчи на Кубок обладателей кубков с греческим «Олимпиакосом».
Это был не первый подобный опыт. Еще после завершения сезона 1967 года, принесшего «Динамо» серебряные медали и кубок, Бесков в интервью «Футболу» говорил: «О Маслове хочу сказать одно — я могу поручить ему любое задание и всегда уверен, что он его выполнит. В матче с «Зенитом» мы поручили ему действовать в атакующем плане. И он, как говорится, сделал гол, спасший нас от поражения. Во втором тайме встречи с минчанами он отлично справился с игрой в обороне, нейтрализовав сильнейшего нападающего».
«Шоком расставание с командой для меня не стало – все к этому шло. Тем более что оставался хоккей. Но и заканчивать с футболом в мои планы тогда не входило», — заключил Валерий Маслов.
Маслов отыграл в футболе за команды мастеров еще четыре сезона. Это были динамовские команды второй лиги. Год он провел в Махачкале и три — в Вологде. На вопрос, какой он находил стимул для этого, последовал простосердечный ответ: «В молодости я за Карачаровский завод с удовольствием гонял, а уж за команды мастеров поиграть всегда интересно».
Уникальность Маслова еще и в том, что переходил он с газона на ледовое поле с легкостью необыкновенной. Вот несколько примеров. Последний матч турне московского «Динамо» в 1964 году в Южной Америке состоялся 22 декабря, а уже через пять дней в Москве Валерий сумел дважды поразить ворота архангельского «Водника». Отыграв опять-таки 22 декабря в 1967-м матч в составе сборной СССР с уругвайским «Пеньяролем» в Монтевидео, он 30 декабря сравнял счет в хоккейном поединке с «Зорким» в Красногорске. И уж совсем удивительный случай: 6 декабря 1970 года Маслов был участником злополучной переигровки с ЦСКА в Ташкенте, а 9 декабря вышел на лед в игре с «Енисеем»!
«Для меня это было в порядке вещей, — замечал Валерий Павлович. — От переключений с футбола на хоккей только лучше себя чувствовал. Требовалось лишь провести несколько тренировок на льду, вспомнить, как играют партнеры».
Его называли «мотором команды», «человеком с двумя сердцами» за непрерывный созидательный порыв с первой до последней минуты матча. В мае 64-го Маслов впервые вышел на поле Лужников в составе сборной СССР, победившей Уругвай — 1:0, уже двукратным чемпионом мира (а всего — 8-кратным) по бенди. В начале 66-го наставник футбольной сборной Николай Морозов решил дать Маслову шанс сыграть на ЧМ-66 в Англии, но при условии, что тот не станет доигрывать хоккейный сезон, а начнет готовиться в его команде. И был настолько раздосадован ответом («Хоккейный чемпионат доиграю — и сразу готов перейти в ваше распоряжение, если заслужу приглашение»), что в сердцах вычеркнул динамовца из списка.
Чемпионом СССР по футболу Маслов стал лишь однажды, в 1963 году (в хоккее — 11 раз). И в 67-м, и в 70-м «Динамо», двигателем которого его продолжали считать, в течение сезона неуклонно приближалось к вершине, но довольствовалось серебром. Его тренерская деятельность также была поделена пополам между двумя главными увлечениями
жизни.