Если ваш ребенок пропускает слоги в словах, меняет их местами, произносит лишний слог, которого нет в слове, то это означает, что у ребенка нарушение слоговой структуры слова.
Слоговая структура слова - это последовательное расположение слогов и их взаимосвязь в слове.
И прежде, чем говорить о нарушении слоговой структуры слова, надо рассмотреть, как эта структура развивается в речи ребенка. Это поможет понять, есть ли данное нарушение у вашего малыша.
Итак, нормы развития слоговой структуры слова:
3 года:
Ребенок произносит правильно слова
- из 2х слогов (дыня, мыло, киви и т.д.)
- из 3х слогов (малина, машина, кабина и т.д.)
4-5 лет:
Ребенок произносит правильно слова
- со стечением согласных (гном, звезда, книжка и т.д.)
- 4-5 слогов (медвежата, велосипед, мороженое и т.д.)
Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова:
1. "Кубик-рубик": ребенок должен хлопнуть столько раз, сколько выпало точек на кубике.
2. "Повтори": ребенок должен повторить за вами определенное количество хлопков.
3. "Делай как я": ребенок должен повторить движения:
топнуть, хлопнуть;
стукнуть, топнуть;
хлопнуть, стукнуть, хлопнуть;
стукнуть, топнуть, хлопнуть;
хлопнуть, хлопнуть, стукнуть;
стукнуть, хлопнуть, стукнуть, стукнуть и т.д.
4. "Танец": ребенок выполняет движения под ритмическую музыку.
5. "Спой песенку": ребенок должен пропеть звуки и слоги, одновременно хлопая в ладоши. На каждый звук или слог по одному хлопку.
Сначала гласные звуки:
а, у, о;
ау, оа, уа;
уа, ао, ау;
уа, у, ао;
аэ, оа, уа и т.д.
Далее слоги:
па-па-па;
ба-ба-ба;
ту-ту-ту;
да-да-да и т.д.
5. "Повтори слова": ребенок повторяет слова, прохлопывая каждый слог:
дыня, вода, вата, кино, муха, кеды, духи, ноты, ива, небо, баня, киви, мама, папа, тетя, дядя, баба, кабина, бумага, минута, панама, ягоды, монета, обои, букеты, пакеты, кит, дуб, мед, кот, ток, дом, дым, мак, мох, веник, паук, банан, пакет, мячик, вагон, батон, кабан, диван, котик, домик, пион, комод, банка, юбка, ветка, майка, ватка, утка, тыква, койка, тумба, кофта, ямка, печка, дочка, тучка, кухня, нитки, тапки, книга, штука, шпага, спина, пчелы, глина, фонтан, медведь, бантик, чайник, зонтик, стакан, клубок, платок, грибок, океан, бегемот, попугай, кабачок, петушок, мышонок, ананас, колобок, комната, ботинки, мамочка, девочка, бабочка, мишутка, машинка, окошко, девушка, палатка, улитка, веревка, виноград, гном, бант, снег, куст, плот, волк, плед, птичка, птенчик, шкафчик, грядка, аптечка, тумбочка, конфетка, девчонка, скамейка, гвоздика, лампочка, карточка, пианино, паутина, водопады, чемоданы, ученики, каникулы, черемуха.
6. " Посчитай слоги": ребенок должен произнести слова из предыдущего задания и посчитать количество слогов.
7. "Чистоговорки": ребенок повторяет чистоговорки, выполняя определённые упражнения:
Бы-бы-бы - идем в лес мы по грибы (маршировка);
Ва-ва-ва – выросла трава (приседание);
Гу-гу-гу - мы гуляем на лугу (ходьба);
Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду (руки вверх, вниз);
Жа-жа-жа – мы видели ежа (жа-жа-жа – ходьба; мы видели – ладошку ко лбу, ежа – вытянуть руки вперед);
Ой-ой-ой - скачет заинька косой (Ой-ой-ой – руки к щекам, покачивание головой, скачет заинька косой – прыжки);
Ил-ил-ил - в барабан я бил (имитация игры на барабане);
Ась-ась-ась – плывет карась (имитация плаванья);
Ух-ух-ух - ходит по двору петух (ходьба);
Ши-ши-ши - зашумели камыши (руки вверх, движение руками вправо, влево).
Эти упражнения необходимо
выполнять три раза в неделю. Начните с трех упражнений и постепенно увеличивайте количество заданий.
Удачи! И пусть ваш ребенок развивается всесторонне и гармонично.