Поэтичная, романтичная, автобиографическая повесть была переведена на множество языков, издавалась в 80-х годах прошлого столетия миллионными тиражами. Входит в состав эпопеи "Волны чёрного моря".
Чем произведение может привлечь читателя?
1. Действие повести разворачивается в Одессе. Книга наполнена южным колоритом, атмосферой старинного города, ароматами и звуками моря.
2. Историческая достоверность событий, описанных в произведении. Революция, еврейский погром, восстание на "Потёмкине". Это может показаться скучным в подростковом возрасте, но, если вернуться к книге спустя много лет, то исторический аспект заиграет другими красками.
3. Красивый авторский слог. Книга легко читается, особенно - летом. Особенно - в отпуске.
Из минусов - не до конца понятно, в каком возрасте её лучше всего брать в руки. Подростков может оттолкнуть относительно серьёзный сюжет (не развлекает, заставляет много думать), изобилие описаний. Взрослых - как раз то, что книга в основном рассчитана на детей, и эмоции, которые возникают по ходу текста, более близки ребёнку, чем взрослому.
Но, без сомнений, произведение заслуживает внимания.
Цитаты:
"Но какой же мальчик откажется от наслаждения лишний раз переночевать на берегу моря под открытым небом?"
"Известно, что богатства, приобретенные преступлением, не идут человеку впрок."
"На тропинке сидела большая лягушка с закрытыми глазами, как заколдованная, и Петя изо всех сил старался на нее не смотреть, чтобы вдруг не увидеть на её голове маленькую золотую коронку."
"Петя быстро отставил ногу, что являлось совершенно необходимым условием выразительного чтения и гордо закинул голову.
– «Парус», стихотворение М. Ю. Лермонтова! – провозгласил он с некоторым завыванием. –
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном!
Наскоро сделав обеими руками знак удивления и вопроса, он продолжал торопясь сказать как можно больше, пока его не остановили:
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Петя торопливо показал жестом «увы», но преподаватель успел замахать руками:
– Хватит.
– Я сейчас кончу, там еще чуть-чуть, – простонал мальчик. –
Под ним струя светлей лазури…
– Хватит, хватит. Иди домой.
– А еще больше ничего не надо? Я еще знаю «Как ныне сбирается…», стихотворение А. С. Пушкина.
– Ничего больше не надо. Можешь сказать родителям, что ты принят."
"Траурный вагон медленно проплыл за светлой оградой вытянутых в струнку штыков, унося черный ящик с крестом на верхней крышке, мимо Одессы-Товарной, мимо предместий, усыпанных толпами неподвижных людей, мимо молчаливых станций и полустанков – через всю Россию на север, в Петербург. Призрак проигранной войны двигался по России вместе с этим печальным поездом."
Поделитесь своими соображениями о повести. Читали ли? В каком возрасте? Что зацепило, а что оттолкнуло?
Я читала её лет в 10, и даже перечитывала. А сейчас приобрела перечитать - и слишком уж наивной она показалась.