Советский многосерийный художественный фильм "Семнадцать мгновений весны" по одноименному роману Юлиана Семёнова полюбился многим телезрителям. Это классика советского кинематографа, прославляющая нелёгкий труд отечественной разведки.
Образованный, эрудированный, отлично воспитанный Штирлиц добывает секреты гитлеровской Германии и отправляет их в Центр. Интересно, а был ли у Штирлица реальный прототип или всё же это художественный авторский вымысел, собирательный образ советских разведчиков, трудившихся во вражеском тылу?
Не вымысел. У советской разведки действительно был свой человек в гестапо. Звали его Вилли Леман, оперативный псевдоним Брайтенбах, последнее воинское звание – гауптштурмфюрер СС. В советской разведке он проходил также как агент А-201. И трудился этот честный немец в гестапо с самого момента его создания в начале 1930-х годов. Вплоть до своей казни. За почти десять лет сотрудничества с Леманом советская разведка узнала почти всё о немецком гестапо и принципах его работы.
Как советской разведке удалось завербовать довольно высокопоставленного сотрудника гестапо? Сразу стоит отметить, что в СС и гестапо звание не играло особой роли, в ведомстве Мюллера на первый план выходили личные качества. Какой-нибудь гауптштурмфюрер (аналог армейского капитана) мог иметь больше полномочий, чем штандартенфюрер (полковник). Собственно, советская разведка и не особо вербовала немца. Он сам пошёл на контакт. Исключительно из идейных соображений!
Вилли Леман родился 15 марта 1884 года в Саксонии в семье простого учителя. Когда парню исполнилось семнадцать, он добровольно пошёл служить в кайзеровский флот. Служил на крейсере "Штайн". Случилось так, что молодой матрос стал невольным очевидцем Цусимского сражения, он видел как героически дрался и как погиб русский крейсер "Варяг".
Увиденное сильно потрясло молодого парня и с того момента он проникся искренним уважением к русским и к России в целом. Поэтому в годы Первой мировой войны Леман решил не идти в армию или на флот. Вместо этого он устроился в контрразведывательное управление полиции Берлина. Там молодой сотрудник продемонстрировал колоссальную работоспособность и профессиональную дотошность. Именно благодаря ему были взяты несколько агентов Антанты. После этого Лемана заметили, дальнейшая карьера в контрразведке ему была обеспечена.
После окончания Первой мировой войны Вилли Леман стал ведущим специалистом политической полиции Веймарской республики. Впоследствии, с приходом Гитлера к власти, именно эта организация стала ядром будущего гестапо.
Леман был неплохо знаком с самим Герингом. Именно последний и посоветовал Леману вступить в партию нацистов и в СС. Это давало неплохие гарантии дальнейшего продвижения по службе. Несмотря на то, что Вилли Леману не нравились методы нацистов и антирусская демагогия Гитлера, он последовал рекомендациям.
А спустя некоторое время лично Гитлер (по рекомендациям Геринга) возложил на Лемана контрразведывательное обеспечение военно-промышленных объектов Германии. Все новинки вооружений, их испытания и крупные военные манёвры с того момента стали сферой интересов Вилли Лемана. Гитлер тогда не знал, что один из его главных контрразведчиков уже достаточно давно работает на советскую разведку!
Как уже было сказано, Леман охотно пошёл на контакт с представителями советской разведки. Произошло это после того, как ему поручили борьбу с коммунистическим шпионажем и надзор за посольством и торгпредством Союза в Берлине. Понятно, что надзор со стороны не укрылся от сотрудников советских организаций. Но посольские работники и разведчики отметили благожелательное отношение, которое выражал Леман по отношению к России. Произошло всё ещё осенью 1929 года. Кроме того, Леман неодобрительно высказывался о нацистах, он не желал, что нацисты пришли к власти в Германии. Было принято решение разрабатывать немца.
Разговор представителя советской резидентуры в Берлине и немецкого контрразведчика был прямым, без лишнего "прощупывания почвы" и размытых намёков. Вилли Леман согласился помогать советской разведке. Именно помогать бескорыстно, а не работать на неё. Да, Леман не хотел брать деньги! Причиной такого поведения стало то, что немец искренне не хотел, чтобы Гитлер развязал войну за мировое господство. Однако Леман согласился получать от советской резидентуры 600 марок ежемесячно. Он страдал диабетом, деньги нужны были на покупку лекарств. Кстати, сумма 600 марок была взята не "с потолка", именно столько составлял оклад Вилли Лемана по основному месту работы.
Первоначально в Москве не поверили такой удаче. Последовали многократные проверки. Однако новый агент всё же заинтересовал. Только были и серьёзные опасения из-за того, что работает этот агент из самых опасных мест в Германии.
Уже работая на советскую разведку, Вилли Леман приходил к всё большему убеждению, что Гитлер готовит Германию к нападению на Советский Союз. Помешать нападению и стало основной задачей агента. Всё, что непосредственно касалось России, немедленно передавалось советскому резиденту. Разведка СССР получила данные всех сотрудников гестапо и абвера. А в 1935 году в Москве уже знали об успешных испытаниях первой немецкой ракеты "Фау". И знали не только о самом факте испытаний, но и многие технические данные изделия Вернера фон Брауна.
В 1937 году Леман потерял всякую связь с Москвой. Причиной стали репрессии и чистки, затронувшие в том числе и советскую разведку. На протяжении трёх лет Вилли Леман безуспешно пытался выйти на связь с советской резидентурой. Восстановить её смогли лишь в 1940 году, когда в Берлин прибыл новый советский резидент.
Встреча состоялась осенью 1940 года. К тому времени Вилли Леман уже находился на достаточно высоком посту. Он имел доступ к информации о всех операциях не только гестапо, но и абвера. Кроме того, он имел данные о планах верховного руководства рейха!
Именно Вилли Леман, безумно рискуя, за три дня до начала войны передал советской стороне точные дату и время нападения Германии на СССР. Согласно переданной информации, в гестапо поступил секретный приказ Гитлера войскам, в котором предписывалось начать боевые действия против СССР 22 июня после трёх часов утра. После этого связь с ценнейшим для советской разведки агентом в Берлине прервалась.
Её пытались восстановить. Безуспешно. В мае 1942 года в Берлин был заброшен советский агент Роберт Бар. Именно он и должен был выйти на связь с Леманом. Но заброшенному агенту не повезло, он попал в цепкие лапы гестапо. На допросах агент признался, кого должен был найти в Берлине.
За Вилли Леманом установили тайное наблюдение. А поздней ночью в декабре 1942 года его разбудил телефонный звонок. Для Вилли Лемана такие звонки были обыденными. Одевшись, он вышел к подъезду, где его ждал служебный автомобиль...В канун Рождества, после жёстких пыток в застенках гестапо Вилли Леман был расстрелян. Супруге Лемана, Маргарет, сказали, что её муж погиб на боевом посту как настоящий герой рейха. И даже Гитлеру не доложили, что преданный Германии человек сдал Москве фактически всю деятельность гестапо.
Что касается государственных наград со стороны Советского Союза, то их у Вилли Лемана не было. Даже посмертно. Хотя он и сделал очень и очень много для нашей страны. Причина в политике. Разве можно было дать советский орден одному из руководителей гестапо?