Из-за чего чаще всего рушатся семьи? Из-за конфликта, когда свекровь выступает против невестки, или наоборот. При этом каждая старается доказать собственную правоту, и в большинстве конфликтов ни одна из сторон не готова к компромиссу. Причём поводы для конфликтов обычно абсолютно мелочные. И хорошо, если сын и муж может выступить в роли миротворца. А если не получается? Тогда сыну и мужу приходиться выбирать.
В общем, конфликт в формате "свекровь против невестки" явление абсолютно обыденное, от которого не застрахована ни одна семья. И неважно происхождение этой семьи. Такого конфликта не избежала даже царская семья. Речь о семье последнего российского императора Николая II.
Последний российский государь больше всего в жизни искренне любил двух женщин – маму Марию Федоровну и жену Александру Фёдоровну. Но обе эти женщины в то же время искренне друг друга ненавидели.
Примечательно, что накануне революции в России было одновременно две императрицы: вдовствующая и царствующая. Первой в стране восхищались, зато вторую очень сильно не любили.
Мария Фёдоровна – урождённая датская принцесса Дагмар и супруга российского императора Александра III прожила со своим мужем 28 лет. На удивление этот брак оказался очень счастливым, хотя и состоялся практически "по расчёту".
При этом при жизни мужа датская принцесса никогда не лезла в политику российского государства, предпочитая светский образ жизни. Она очень любила всевозможные балы и приемы, общалась с известными поэтами и художниками, искренне интересовалась русской культурой. Всегда обаятельная, приветливая, общительная и жизнерадостная... Но это на публике.
Мария Фёдоровна очень сильно любила своих детей. Но какой-то довольно специфической любовью, излишне жёсткой и эгоистичной. Дети просто не могли ей перечить. Даже сам император Александр III, снискавший себе славу крепкой скалы в политических делах, относился к своим детям гораздо мягче, чем его супруга.
В общем, когда наследнику российского престола пришла пора жениться, Мария Фёдоровна выступила категорически против женитьбы своего сына Николая на гессенской принцессе Алисе. Во-первых, ей сильно не нравилось, что будущая невестка немка по национальности. Во-вторых, императрице сильно не нравилась сама избранница старшего сына.
Но матери пришлось смириться с выбором сына. Причин было две. Сам Николай проявил неожиданную твёрдость при отстаивании своего выбора. А тут ещё Александр III серьёзно захворал, поэтому женитьба сына и последующее его восшествие на российский превратились в вопросы первоочередной государственной важности.
Свадьба состоялась. Николай стал императором, а гессенская принцесса Алиса стала русской императрицей Александрой Фёдоровной. Однако отношения между свекровью и невесткой не складывались с самых первых дней. К тому же Анна Фёдоровна была прекрасно осведомлена о том, что свекровь изначально была против их брака с Николаем.
А дальше начались бытовые дрязги, только во царском масштабе. Мария Фёдоровна сильно обиделась, когда свекровь потребовала у неё драгоценности, которые по традиции должны были перейти от вдовствующей императрице к действующей. К тому же на коронацию свекровь подарила невестке несколько платьев. Только последняя ни одно ни разу не надела!
Анна Фёдоровна по своей природе была очень стеснительным человеком. Поэтому представители высшего света государства российского приняли её достаточно прохладно. Не понравилась. Её стеснительность расценили как гордость, необщительность и замкнутость как высокомерие.
Какое высокомерие? Какая необщительность? Гессенская принцесса стала супругой Николая II только в ноябре 1894 года, а приехала в Россию за месяц до этого! Она не знала ни русского языка, ни национальных обычаев и традиций.
Вдовствующая императрица могла бы помочь своей невестке с адаптацией. Сама то она до того как стать императрицей, прожила в России 15 лет. Изучила обычаи. Но свекровь не оказала невестке помощи. Не подставила плечо. Мария Фёдоровна стала только высокомерно поучать невестку. Разумеется, постоянные нотации и нравоучения вызвали закономерную реакцию отторжения. В результате молодая императрица только ещё больше замкнулась в своём собственном мирке.
А двор свекрови превратился во враждебный лагерь. Там денно и нощно ходили слухи и сплетни, бившие не только по гессенской принцессе, но и по престижу её супруга. В конце концов именно эти слухи сильно подорвали престиж российской монархии.
Дальше было только хуже. Как оказалось, новоявленный император Николай II полностью оказался неготовым к управлению огромной страной. Невероятно, но его отец никогда не допускал сына к государственным делам. И тут плечо подставила мать – Мария Фёдоровна. Но и она абсолютно ничего не соображала в делах политических. Более того, она не имела даже каких-то системных взглядов. По рекомендациям матери Николай II назначил на пост министра внутренних дел Святополк-Мирского. Последний очень хотел наладить диалог с либералами. В результате Мария Фёдоровна быстро разочаровалась в своём протеже.
В 1905 году вдовствующая императрица уехала на родину – в Копенгаген. А перед этим рекомендовала сыну опереться на графа Витте на посту министра внутренних дел. Но и граф Витте быстро разочаровал мать императора.
В общем, ничего путёвого вдовствующая императрица посоветовать сыну не могла. Она окончательно растерялась. Вместо этого Николай II всё чаще стал прислушиваться к мнению жены. Она, в отличие от свекрови, имела чётко определённую политическую позицию – Россия является монархией, а её муж самодержцем. Поэтому все должны беспрекословно подчиняться мужу.
Но и это был только начало. Марии Фёдоровне очень не понравилось появление при императорском дворе Григория Распутина. По свидетельству современников, мать не только увещевала и уговаривала сына не совершать ошибок. В диалогах она даже его оскорбляла и унижала. Результат был прямо противоположный поставленному. Сын "вставал на дыбы" и всячески напоминал матери о том, что императором является он...
А потом началась кровопролитная Первая мировая война, изрядно повысившая градус недовольства в российском обществе. Мария Фёдоровна укатила в Киев. И это была фатальная ошибка, поскольку вокруг неё стали отираться недовольные политикой императора. В результате семейный конфликт между свекровью и невесткой стал катализатором политического противостояния уже на государственном уровне. Революция уже стучалась в двери.