Сейчас многие соотечественники с ностальгией вспоминают то славное ушедшее советское время, когда "всё было". Действительно, были времена когда было всё, но ведь были в истории СССР периоды, когда проходили настоящие народные бунты. Просто об этом было не принято говорить. Самое интересное в том, что участниками и инициаторами этих бунтов были те, кто должен был защищать линию партии – молодежь из числа комсомольцев. Ярким примером народных волнений может послужить бунт в Темиртау.
Темиртау – город в Карагандинской области (ныне Республика Казахстан). Вырос он из небольшого посёлка Жаур, основанного в начале 20-столетия столыпинскими переселенцами. Будущее поселения предопределила геологическая экспедиция, работавшая в тех краях в 20-х годах прошлого столетия. По результатам экспедиции было определено, что район посёлка в будущем станет центром металлургической промышленности Казахстана.
После окончания Великой Отечественной войны власти Советского Союза решили построить в этих краях металлургический завод. А уже в 50-х годах завод решили превратить в комбинат. Но такая грандиозная стройка требовала десятков тысяч рабочих рук. Поэтому государственные СМИ стали активно призывать молодежь со всей страны поучаствовать в социалистической стройке. Кроме того, рабочих набирали по так называемому оргнабору.
По всем правилам это должны были быть исключительно представители рабочих специальностей. Но на практике на строительство часто направлялись колхозники, не имевшие абсолютно никакой квалификации. Так же на стройку потянулись те, кто имел определенные проблемы с законом. Последние, прибыв на место, объединялись в группировки, что не нравилось другим рабочим. Определённая почва для конфликта уже имелась.
На строительство комбината было собрано несколько десятков тысяч рабочих со всей страны. Но местные власти, как выяснилось, не были готовы к такому резкому росту населения посёлка. В Темиртау отсутствовали больницы, медпункты, врачи, ощущалась нехватка персонала в столовых и магазинах, всюду царила антисанитария, а рабочие, "согнанные" со всего Союза рабочие ютились в брезентовых палатках. Но самой страшной проблемой было отсутствие питьевой воды, её привозили к палаткам автомобильными цистернами. Но воды на всех не хватало. Кроме того, из-за частого несвоевременного подвоза стройматериалов работа простаивала по несколько дней. В результате маявшиеся от безделья рабочие пили, играли в карты, дебоширили и дрались...
Примечательно, что республиканские партийные чины неоднократно наведывались с проверками на строительство "Казахстанской Магнитки", но им показывали не всё, а лишь только то, что можно было показать. А местные чиновники только раздавали многочисленным обитателям палаток бесчисленные обещания. Недовольство среди строителей-комсомольцев росло.
Последней каплей терпения стал приезд на строительство комбината группы строителей из Болгарии. "Братушек" сразу же поселили в достаточно комфортных общежитиях, хотя до этого власти посёлка заверяли, что мест в общежитиях нет!
1 августа 1959 года советские рабочие отправились на завтрак в столовую. Но столовая оказалась закрытой. Рабочим объяснили, что болгары пока не позавтракали. Это вызвало волну возмущения. Вернувшись с работы вечером рабочие обнаружили, что снова кончилась вода. Зато рядом со столовой стояла бочка кваса. Рабочие перевернули её и выпили квас.
Что касается столовой, то она оказалась уже закрытой. Советские строители остались не только без завтрака, но и без ужина. В результате столовая была разгромлена, а проникшие в помещение уничтожили все имеющиеся съестные припасы. Кроме столовой были разгромлены ближайший универмаг и магазины, строители занялись мародёрством.
Общая численность восставших составляла несколько сотен человек. Местная милиция практически не вмешивалась, было задержано только двоё бунтарей. Причина бездействия милиции понятна – численный перевес был на стороне недовольных строителей.
Безвластие и анархия продолжались три дня, после чего в Темиртау были введены войска. Произошло это вечером 3 августа 1959 года. У военных был приказ стрелять на поражение. Военнослужащие взяли под охрану важные объекты и организовали патрули. В ходе подавления бунта погибло 16 рабочих, больше сотни получили ранения различной степени тяжести. Так же были пострадавшие среди милиционеров и военнослужащих.
Окончательно бунт был подавлен 4 августа. За решёткой оказались около 200 человек, причём больше трети из них являлись членами ВЛКСМ. Впоследствии, после разбирательств, большую часть задержанных отпустили. Некоторые из участников бунта получили реальные тюремные сроки, а пять человек были приговорены к высшей мере наказания.
На следующий день после подавления беспорядков (5 августа) в Темиртау из Москвы прибыл Леонид Брежнев, занимавший на тот момент пост секретаря ЦК КПСС. Он собственнолично убедился, что советские рабочие действительно жили в ужасающих условиях, а местное руководство просто игнорировало обоснованные требования советских строителей. В результате с ключевых постов были сняты те ответственные лица, которые халатно отнеслись к элементарному бытовому обустройству людей.
Спустя неделю после подавления беспорядков строители снова вышли на работу. Правда, для начала они вынуждены были восстанавливать все те объекты, которые сами и разрушили. Болгарских рабочих отправили обратно домой, а советские граждане наконец получили нормальные бытовые условия. Их пересилили из палаток в общежития, наладили водоснабжение, а на прилавках местных магазинов появились дефицитные по тем временам товары.
Возможно ли было в 1959 году избежать столкновений и кровопролития? Вряд ли кто-нибудь сможет ответить это вопрос. Может быть, такая возможность была. Но всему есть предел терпения. Если бы не "очковтирательство" местных властей, если бы местные чиновники не боялись открыто докладывать наверх о реальном положении на строительстве комбината, о реальных бытовых условиях строителей, то бунта можно было избежать. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Что было в истории могучей и великой страны – то было.