С самых древних времен переправа войск через водные преграды является одной из сложнейших задач в военном деле. Поэтому любую современную армию трудно представить без специализированных инженерных подразделений с их понтонными парками. Основная задача таких частей – наведение переправ через реки для обеспечения продвижения войск.
Без понтонов в армии никуда. Да и в народном хозяйстве они могут оказать неоценимую услугу, особенно при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Например, когда паводком смывает стационарные мост и требуется организовать движение транспорта между населенными пунктами, разделёнными рекой.
Одной из разновидностей понтонной переправы является наплавной мост. У такого моста плавучими являются сами пролётные сооружения. Такой тип переправы был известен ещё в античные времена. В частности, легионеры Юлия Цезаря, для форсирования реки строили вдоль одного из берегов мост. При этом оба конца привязывались к берегу. Длина такого моста равнялась ширине реки, которую предстояло форсировать. Когда мост был готов, одна из оконечностей моста освобождалась от привязи, мост разворачивался течением реки. Переправа для войск готова.
Но Цезарь и его военачальники не стали передовиками в форсировании рек. Изобретателем понтонного моста стал Александр Македонский. Он то жил пораньше Цезаря, но так же как и последний очень любил ходить в военные походы и завоевывать территории.
Впрочем, и Македонский не был особым передовиком в форсировании водных преград. Он просто доработал чужой опыт. Прогресс не стоял на месте даже в те стародавние времена. Ещё древние ассирийцы переправлялись через реки на кожаных бурдюках, надутых воздухом. Когда Македонскому во время его персидского похода потребовалось переправиться через Евфрат, то он тоже прибегнул к помощи бурдюков. Только в тот раз каждому воину не полагалось по такому индивидуальному плавсредству. Бурдюки стали основой для возведения уже наплавного моста, теми самыми понтонами.