Что это, шутка юмора такая?
Вроде бы, конечно, забавно прочитать новость, когда сын попросил отца принять закон, который бы отменил домашнее задание.
И вроде бы сначала первая реакция:
- Да ну! Такого не бывает!
Но лет 12 назад был же анекдот, когда разрешили ставить ударение в некоторых словах "и так, и так" по просьбе кое-кого, а потому ФУрсенко, стал ФурсенкО и даже ФурсЕнко.
А действительно - нужно ли домашнее задание?
Давайте я выскажу свою точку зрения. Я уже неоднократно ее высказывал и не поменял свое мнение.
Я считаю, что домашнее задание нужно оставить, но при этом нужно его сильно сократить.
Моё мнение строится на том, что школьники и так слишком загружены. У них не остается времени на увлечения, на посещение секций, на прогулки. Да и вообще - ребенок не должен работать в "две смены".
Я даже по своим детям сужу.
Вот, например, для полноценного выполнения домашнего задания по 4-5 предметам требуется около полутора-двух часов. А иногда и больше.
При этом в школе они проводят около 6 часов и более.
Я считаю, что домашнее задание должно занимать не более получаса. Всё остальное время, необходимое для получения знаний, должно быть потрачено в школе под руководством учителей.
Во-первых, часто бывают абсолютно бестолковые домашние задания по принципу "лишь бы что-то было задано".
Во-вторых, особенно удивляют домашние задания по принципу "А это вам на самостоятельное изучение, так как на уроке мы не успели".
В-третьих, есть школьные предметы, по которым домашнее задание вообще можно не задавать.
В-четвертых, от объемного домашнего задания страдают только ответственные ученики, которые, вместо того, чтобы отдохнуть от учебы, тратят время на "повторение и закрепление", которое нужно, в основном "слабо успевающим ученикам". А эти ученики и не будут заморачиваться с выполнением.
По своему опыту скажу - нельзя впихнуть невпихуемое. Если мы запряжем в лошадь три телеги, то это не значит, что мы выполним больше работы, мы просто потеряем лошадь. Также и дети - у них есть порог работоспособности, превышать который нет смысла. Даже наоборот - может появиться ненависть к обучению.
Конечно, каждый учитель считает свой предмет самым важным, а потому старается задать как можно больше (превысив норму).
- А вам сегодня по английскому много задали? - спрашивает учитель.
- Да не! - радостно подговариваются дети. - Всего десять слов выучить.
- Понятно. Тогда запишите еще вот это упражнение на дом.
Знаете, это временами мне напоминает один фильм 30-х годов (не помню название), когда доярку попросили увеличить надои на 40 процентов.
Мне, как деревенскому жителю, было дюже интересно посмотреть, что она сделает с коровьим выменем, чтобы увеличить надои.
Я всё сравниваю сегодняшнее образование с тем, что было в свое время у меня. Оно хоть и было в 90-е годы, но тогда мы стояли "нараскоряку" - одной ногой еще были при СССР, а другой - уже в России. Особенно это проявлялось в сельской местности, а потому я могу считать свое образование "советским".
И я вижу, что сегодня у детей увеличился "учебный день", а также увеличился объем домашней работы.
Я понимаю, что хотят объять необъятное, но как же не хватает фразы "лучше меньше - да лучше". И будет это до тех пор, пока не наступит "головокружение от успехов".
А что же тогда задавать на дом?
Задавать то, на что нельзя терять время урока. Например, на прочтение текста или же на заучивание наизусть. На уроке учитель должен учить. И это в первую очередь.
К сожалению, у нас совершенно другие принципы, а потому не может себе учитель позволить все 40 минут урока просто объяснять новую тему, чтобы можно было позабыть про учебник.
Сразу скажу
Мне в сельской школе с этим делом было проще. К примеру, на уроках истории я запросто быстром опросом мог проверить знания у всего класса (так как наполняемость небольшая), а затем рассказывать тему урока, чтобы можно было не читать учебник дома.
В городах, конечно, где в классах по 30 человек, ситуация может быть другой. Там учитель не сможет работать "индивидуально" и опросить хотя бы половину класса, но чтобы еще осталось время на объяснение нового материала.
Короче, нюансы.
Но тут в вопросе с домашним заданием обязательно нужно определить - на сколько условных процентов оно повышает качество образования. Не скатилось ли домашнее задание в этакую "детскую повинность", когда во главе стоит приказ копать яму отсюда и до обеда?
Особенно это хорошо было заметно во времена "дистанционного" обучения.
В любом случае тут палка о двух концах. Один может кричать - "дайте детям побольше времени гулять и заниматься спортом, чтобы они были здоровые". А другой, не менее важный по статусу, может также громко кричать - "в школах нужно ввести ... для изучения со второго класса".
И хочется сказать - "Вы уж там как-то сами договоритесь между собой".