Найти в Дзене

«Зажги во мне огонь!» Фееричный хит The Doors, который принёс группе неприятности, но стал культовым

«Двери восприятия» распахнулись в Лос-Анджелесе в 1967 году. Рок-символом этих благословенных мест под щедрым калифорнийским солнцем навсегда остались The Doors во главе с обтянутым в кожаные штаны «королём ящериц» Джимом Моррисоном.

Впрочем, большую часть «Light My Fire» написал не Джим, а гитарист группы Робби Кригер. Он хотел сочинить песню о стихиях огня, воздуха, земли и воды, но выбрал только огонь. «Напиши о чём-то универсальном, о том, что останется навсегда», — посоветовал ему Джим.

«Light My Fire», как и «Like a Rolling Stone» Боба Дилана, начинается с громоподобного удара по малому барабану. И, как и в случае с дилановским боевым кличем, фирменная песня The Doors возглавила чарты США и помогла контркультуре в очередной раз контрабандой проникнуть в мейнстрим.

Песня, записанная для дебютного альбома The Doors и выпущенная на модном лейбле Elektra, бросила зловещую тень на «Лето любви». Пока хиппи резвились на солнышке, проповедуя мир и любовь, «Light My Fire» нагнетала ночную по духу, пьянящую, замешанную на опытах над сознанием смесь гедонизма и нигилизма: «И наша любовь стала погребальным костром!»

The Doors выложились и по максимуму продемонстрировали своё мастерство. Полноформатная альбомная версия включает в себя длинные соло клавишника Рэя Манзарека и гитариста Робби Кригера. При этом Кригер использовал аккорды из композиции «My Favorite Things» Джона Колтрейна, мелодию которой он «цитировал» в своем соло во время концертов.

Группа часто исполняла свой главный хит сразу после «Celebration of the Lizard» — театрального номера на основе поэзии Джима. Сбитые с толку фанаты бросали на сцену зажжённые спички, требуя «Light My Fire». Это взбесило Моррисона, который возненавидел песню.

Но отказаться от неё всё же не мог. Когда The Doors исключили «Light My Fire» из своей программы на концерте в Чикаго в 1969 году, их заставили вернуться на сцену и исполнить её.

Песня не раз доставляла Моррисону неприятности. Группе запретили участвовать в шоу Эда Салливана в 1967 году после того, как он проигнорировал требование ведущего изменить строчку «Девочка, мы не можем подняться выше», воспринятую спонсорами программы как отсылка к наркотикам. Всё более разнузданные выходки Моррисона во время эпической инструментальной части «Light My Fire» завершились судом за непотребное поведение после инцидента на концерте в Майами.

Но «Light My Fire» обрела новую жизнь, независимую от выходок Моррисона. Менее чем через год после прорыва The Doors пуэрториканскому слепому музыканту Хосе Фелисиано удалось добиться международного успеха с латиноамериканской версией хита. Скрытая угроза и ураган импровизаций сменились акустической теплотой и джазовыми аккордами:

Эта версия открыла целую панораму возможностей для аранжировщиков и продюсеров. Появилось множество каверов различной степени знойности, изобретательности и экстравагантности:

Влияние The Doors коснулось новой волны британских групп 1970-х годов. The Stranglers превратили издевательский кавер «Walk On By» в дань уважения «Light My Fire» с инструментальными соло в стиле The Doors поверх аккордов «My Favorite Things»:

В 1979 году вышел неизбежный для того времени диско-вариант «Light My Fire» от соул-дивы Эми Стюарт, а также отличная версия певицы Минни Рипертон при участии уже знакомого нам Хосе Фелисиано:

Соул-артисты вообще были неравнодушны к чувственному заряду хита The Doors. Отличные версии записали Стиви Уандер, Эл Грин и Эрма Франклин:

И всё же песня сохранила вневременную популярность в своём первоначальном, авторском воплощении. 12 декабря 1970 года The Doors завершили выступление в Новом Орлеане «Light My Fire». Это была последняя песня, которую когда-либо исполнял на сцене Джим Моррисон.

Спасибо, что дочитали и дослушали!