Найти тему
Мытищинский Музей

Патриотический проект «Наши. 400 лет истории». Николай Михайлович Карамзин» 12.12.1766 - 3.06.1826

-2
-3

Николай Михайлович Карамзин - русский историк, поэт и литератор эпохи сентиментализма. Действительный статский советник. Создатель «Истории государства Российского» — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы».

Карамзин вошёл в историю как реформатор русского литературного языка. Он обогатил язык некоторыми словами-кальками (например, «занимательный») и популяризировал более ранние (например, «трогательный», «влияние»), именно он придал современное толкование термину «промышленность». В 1797 году ввёл в употребление букву «ё».

Мытищинская земля хранит память о многих известных деятелях отечественной культуры, в том числе и о Н.М. Карамзине.

В усадьбе Виноградово у Бенкендорфов Карамзин встречался со многими известными литераторами: Анненковым, Вяземским, Веневитиновым, Оболенским, Крыловым и другими.

В усадьбе Марфино, принадлежавшей П.С. Салтыкову, на протяжении нескольких лет организовывались и проводились пышные праздники. Неизменно в программу включались театральные постановки. В спектаклях марфинских театров, наряду с профессиональными артистами, часто играли и любители. Среди них известны В.Л. Пушкин, Ф.Ф. Пигель, И.И. Дмитриев и, конечно, Н.М. Карамзин, написавший в 1801 году сельскую комедию «Только для Марфина», в которой сыграл роль графа Салтыкова.

В 1802–1803 гг., собирая сведения об исторических местах Подмосковья для «Истории государства Российского», Н.М. Карамзин посещал Тайнинское, Большие Мытищи, колодцы Мытищинско-Московского водопровода. В статье «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» он описывает посещение Тайнинского:

«Я своротил влево с большой дороги, чтобы видеть село Тайнинское, где царь Алексей Михайлович любил забавляться соколиною охотою. Место уединенное и приятное! Тут запруженная Яуза кажется большою рекою и со всех сторон обтекает дворец Елизаветы Петровны, которая, любя следы великого ее деда, построила его близ развалин дворца Алексея Михайловича. Он также разрушается и, как мне сказывали, продается на своз. Я осмотрел его: есть большие комнаты и видно, что некоторые были хорошо отделаны. Госпожа Радклиф (английская писательница) могла бы воспользоваться сим дворцом и сочинить на него ужасной роман – тут есть все нужное для ее мастерства: пустыя залы, коридоры, высокия лестницы, остатки богатых украшений, и (то всего важнее) ветер воет в трубах, свистит в разбитые окончины и хлопает дверьми, с которых валится позолота. Я же ходил по гнилым его лестницам при страшном громе и блеске молнии: это в самом деле могло сильно действовать на воображение. Жаль, что такое приятное место, окруженное водою и густо осененное старыми деревами, которыя могли бы закрыть и самое огромное здание, теперь остается дикою пустынею. Везде трава в пояс; крапива и полынь растут на свободе. Сонные воды Яузы оделись тиною. Мосты сгнили так, что я с великим трудом мог через один из них перебраться».

Николай Михайлович Карамзин впервые в истории русской публицистики встает на защиту исторического памятника. «Пусть одно время разрушает его до основания, а не рука человеческая! – Восклицает он, - у нас мало памятников прошедшего: тем более мы должны беречь, что есть!.. хочется знать старину, какова ни была она, даже и чужою, а свою еще милее».

Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/

#Мытищи #Мытищинскиймузей #мытищимузей
#нашеподмосковье #культураМО #гоМытищи #культураМытищи #Московскаяобласть #КультураРФ #нацпроекткультура #наши #400лет #патриотическийпроект