Видеомагнитофон из времен заката эпохи VHS. JVC HR-J791AM
Пульт вот у него вот такой.
Очередная заметка из цикла «жизнь заповедника».
Так сложилось, что все таки мне ближе магнитофоны аудио, как кассетные, так и катушечные. К видеомагнитофонам у меня двойственное отношение.
С одной стороны бездушная коробка, внутри которой что то происходит, а ты сидишь и смотришь кино на экране телевизора. Ни каких вращающихся катушек, аналоговых стрелок и прочего.
С другой — это гораздо более высокотехнологичное устройство, чем любая аудиодека.
С инженерной точки зрения — это вершина бытовой (нецифровой) магнитной записи.
И речь пойдет о машинке JVC HR-J791AM.
Аппарат был куплен примерно в 2004 году. В то время системы VHS уже вовсю вытеснялись цифровыми DVD, благодаря адептам и апологетам того, что сейчас называется параллельным импортом, доступность видеопрограмм на DVD сильно улучшилась и накапливать видеоконтент стало проще на оптических носителях. Устройства прямого доступа несоизмеримо удобнее для пользования, чем ленточные системы с последовательным доступом. Тут возразить нечего.
Но иногда, под настроение, очень приятно включить ЭЛТ телевизор и поставить какую нибудь видеокассету, особенно с Hi-Fi контентом.
Это так «лирическое отступление», в кавычках потому, что это цитата, но уже не помню откуда. Память. Да.
Так вот сам предмет. Я уже говорил, что это уже закат эры VHS. Скажу еже раз. Надеюсь на понимание. :))
Куплен этот JVC давно, но пользовались им очень мало, все эти годы он просто стоял без дела. Основным был J82. Про него потом тоже будет заметка.
Этот же видеомагнитофон и выглядит попроще, стоил дешевле и технически тоже проще.
Но основная функциональность достаточно приличная. Это 6-и головочный видеоцилиндр, возможность воспроизведения записей S-VHS, экранные меню, счетчик, который показывает сколько прошло и сколько осталось с графическим представлением в режимах перемотки, функциональность поиска по фрагментам, регулируемая скорость просмотра, их фирменный корректор изображения B.E.S.T., две скорости (SP/LP) с автоматическим переключением при воспроизведении.
Как он показывает записи S-VHS — не знаю, таких кассет у меня никогда не было. Но судя по тому, что видеовыход есть только композитный — качество картинки будет не намного лучше обычного VHS.
Но, опять же в то время, когда сам формат уже начал постепенно уходить в историю, все эти «фишки» особого значения уже не имели.
Если снять кожух — то будет видно, что свободного места внутри более чем достаточно.
Ничего плохого я в этом не вижу, какие-никакие конвекционные потоки воздуха будут охлаждать то, что греется.
Получилось так, что недавно мне захотелось включить именно этот аппарат и что нибудь посмотреть/послушать.
Аппарат включился, пошел звук, не HI-Fi, а изображения нет.
Возможно (скорее всего) за годы бездействия на видеоцилиндре скопилась грязь. Поэтому звук воспроизводился обычной неподвижной головкой (как в обычном магнитофоне) с соответствующим качеством, а с вращающегося блока — нет.
Такое бывает. Раньше у меня была специальная кассета для влажной очистки тракта и проблем таких не возникало.
Теперь этой чистящей кассеты нет (ресурс выработан).
Из форумов я выяснил, как лучше чистить этот блок.
На фото видно, что ЛПМ чистый, ни пыли ни грязи нет.
Кто то использует неворсистую ткань, кто то для чистки тракта использует сами кассеты VHS. Если чистую непользованную кассету запустить в режиме play на 20 минут — то тоже будет эффект очистки. Связано это с тем, что любая магнитная лента имеет определенную абразивность, которая максимальна в самом начале (при первом прогоне), но после нескольких прогонов (до10) уменьшается почти на 90%. Об этом свойстве магнитных лент еще в «Радио» была статья.
Я же обошелся спичкой и полоской смоченной спиртом безворсовой ткани (бязь).
Кроме того, как оказалось, в блоке питания разрушился любимый аудиофолами электролит Elna (на него указывает желтая стрелка). Разрушился в буквальном смысле, отвалилась одна нога. У Стругатских в каком то романе есть глава, котрая называется «Баллада о одноногом пришельце». Это почти о нем.
На фото ниже блок питания с новым электролитом.
Одна штука мне не понравилась.
На фото видно, что блок питания импульсный. Я их не особо люблю, но прогресс не остановить. Наверное, такая конструкция дешевле.
Желтым обозначен мощный транзистор (обычно это т. н. FET, или полевой транзистор), который и является «сердцем» блока питания.
Останавливаться на принципах работы и схемотехнике импульсных блоков питания я не вижу смысла, информации про них и так вполне достаточно.
И у этого транзистора есть тоненькая полоска металла, которую разработчики назвали радиатором.
Во время работы нагревается это очень сильно, можно обжечься и, вдобавок, рядом с этой электроплиткой стоит высоковольтный электролит (который я поменял).
По-хорошему, этот транзистор стоит выпаять и перенести немного подальше, снабдив при этом нормальным теплоотводом. Но не хочется опять туда лезть и снимать всю плату. Попробую придумать какой нибудь компромисс, как то «усилить» имеющийся теплоотвод и, наверное, поставить термоэкран между радиатором и электролитом.
Еще одна особенность именно этого аппарата — это некая пороговая система, которая, если не удается хорошо синхронизировать процесс считывания передает на экран просто синий фон.
В старых аппаратах все, что считывается видеоголовками тупо передавалось на видеовыход. Шумы, не шумы, намеки на изображение — не важно, все на экран. На двухголовочном Akai VS23 с одной умершей видеоголовкой на экране все равно можно было видеть полукадры.
А тут — нет. Или нормальная картинка — или ни какой, высококачественное синее поле.
Небольшое видео работы магнитофона :
Ну и раз идет речь о видеозаписи, можно немного поговорить и о носителях, т. е. кассетах VHS, коих в свое время было довольно много разных. Одни лучше, другие — хуже.
Конечно, такого разброса качества, как в случае с компакт кассетами тут нет. Это и понятно, планка качества для видеозаписи все таки выше. Видеоленты (речь идет только о VHS) начинаются уже с типа II (хромдиоксид), а это уже сама по себе более продвинутая технология.
На фото ниже две кассеты BASF с классической хромдиоксидной лентой. Одна из них (слева), моя самая первая кассета, куплена в 80-х годах в комиссионке в Таллине (я туда ездил во время зимних каникул в институте). Впоследствии хромдиоксидные ленты были вытеснены более совершенными феррокобальтовыми. Их еще называют псевдохром.
Кассета эта до сих пор жива, и при желании можно ее посмотреть.
Выглядит это вот так.
Телевизор Thomson, 29; 100Гц. Изображение на самом деле немного лучше, но все равно, видно, что картинка несколько «зашумленная». К тому же это не первая копия. На более «народном» экране 21' картинка, конечно будет иметь лучшую четкость.
Как нибудь можно будет сделать такое сравнительное видео VHS – ЭЛТ 29' – ЭЛТ 21'.
Вообще деградация записи на ленте и оптическом носителе идет по-разному. Лента в этом отношении более долговечна и хоть как то, но считывается. При деградации цифрового DVD картинка просто рассыпается, замирает или пропадает полностью.
Ленту можно перезаписать, а DVD – только на выброс.
В 80-х иногда продавались вот такие кассеты
Это не из комиссионки. Я однажды (в 80-х) пару таких купил, помню продавались поштучно (в комиссионках только партиями, как их сдавали), 80 р./шт.
По тем временам деньги приличные, особенно для студента-начинающего инженера.
На этой кассете в то же время был записан весьма неполхой фильм «Тора, Тора Тора» (80-е).
Это лента уже не хромдиоксидная, а феррокобальтовая, или псевдохром. Этот тип лент, в отличие от хромдиоксида, меньше подвержен размагничиванию от времени.
Были и т. н. фирменные кассеты с записью.
Не помню, когда я эту кассету купил, но сейчас и звук (действительно Hi-Fi) и изображение вполне приличные.
Однажды, в 90-х я купил на знаменитом «Черкизоне» кассету GoldStar. Просто попробовать. Оказалось, лента вполне приличная.
Рядом кассета 60 минут Panasonic. Такие кассеты шли в комплекте с одноименными видеомагнитофонами.
Из Европы привезли (в 80-х) несколько вот таких.
Ничего плохого сказать о них не могу.
Куда же без Philips то?
Эти кассеты не лучше и не хуже остальных, хотя, чтобы действительно оценить качество ленты, надо записывать не с другого VHS, а с LD. Тогда все достоинства и недостатки не будут маскироваться качеством исходного материала.
Вообще о кассетах можно говорить долго, их было много, разных. Но важно, как говорил один киноперсонаж, вовремя остановиться.
Ну и на последок, вот такая кассета. Почти JVC.