Даже если вы не читали книгу и не смотрели фильм, вы все равно слышали о "Всаднике без головы" - приключенческом романе Майна Рида. Пишут, что Рид в качестве главной "фишки" своей книги использовал одну из легенд южного Техаса, но самом деле таких историй есть две. Первая это легенда об Эль-Муэрто, а вторая о Безголовом скваттере, и обе они родом из Техаса, вторая менее известна, но на мой взгляд более приближенная к жизни, и несет в себе какую-никакую мораль.
Эль-Муэрто
Легенда гласит, что некий мексиканец по имени Видаль, то ли теханос, то ли уроженец северных штатов Мексики, украл в начале 1840-х, несколько лошадей с ранчо в окрестностях Сан-Антонио, Республика Техас. Возможно это преступление сошло бы с рук Видалю, так как он не был пойман с поличным, но к его несчастью несколько лошадей принадлежали Криду Тайлеру (1820-1906), молодому, но очень суровому техасскому рейнджеру, который убил своего первого мексиканца в 15 лет.
Хотя Видаль скрылся с угнанным табуном в так называемой “полосе Нуэсес”, спорной территории между Мексикой и Техасом, где властвовал только один закон - закон сильнейшего, Тейлор и его два товарища, владелец ранчо по фамилии Флорес и рейнджер Уильям Александр Андерсон Уоллес, более известный как «Бигфут», отправились в погоню. Жизнь в Техасе между мексиканскими “леперос” и липан-апачами на юге и безжалостными команчами на севере преподала этой троице мстителей много уроков жесткости, учениками они были хорошими, и поэтому были готовы применить на практике все полученные знания.
Надо признать, что и Видаль был не промах, он организовал налет за лошадьми, подгадав его время с очередным набегом команчей, когда много техасских мужчин отсутствовало на фермах и ранчо, чтобы с оружием в руках защитить свои семьи и имущество от северных дикарей. Поэтому Видаль не только с успехом провернул задуманное дельце, но и был беспечен при возвращении в свое логово в полосе Нуэсес.
Это обстоятельство и сгубило Видаля - “не получилось, не фартануло” (с). Тейлор с товарищами выследили конокрадов до их самого логова, дождались ночи и прикончили расслабившихся бандитов. Чтобы другим конокрадам было неповадно, Тейлор решил распорядиться телом убитого главаря по особу. Он отрубил ему голову, а тело привязал к седлу на лошади, и отпустил в таком виде кататься по прериям южного Техаса.
Со временем всадника без головы стали видеть то тут то там, но приближаться к нему боялись, говорили, что даже пули не берут, ни всадника, ни лошадь. Среди мексиканцев поползли страшные слухи. Слухи превратились в легенду об Эль-Муэрте - Мертвеце, чье появление предвещает беду.
Безголовый скваттер
Легенда записана Джоном Р. Крэддоком.
Чуть правее того места, где старая тропа «Кензи» огибает холм Дроу-Пресслар, на территории ранчо Си в округе Диккенс, штат Техас, стоит одинокий тополь, который уже много лет является местной достопримечательностью. Прямо под корнями дерева из земли бьет один из самых прекрасных родников в наших западных краях, а недалеко от него находятся остатки землянки, некогда жилища первых поселенцев в данной местности.
Каким-то чудом родник и земля вокруг него избежали разрушительного действия прогресса и сегодня так же дики, как и тогда, когда шхуны прерий пылили по Тропе Маккензи. Однако, сейчас, как гласит народная молва, это место стало обиталищем призраков, а о живых людях, когда-то здесь путешествующих и обитавших, напоминает лишь заросшая травой фургонная колея, осколки домашней утвари и развалины землянки.
Много лет назад два скваттера, Бен и Берл, поселились у родника и построили то, что они назвали «Коттонвуд Клейм» [англ. Тополиная заявка]. Они были закадычными друзьями и вместе разделяли все радости и невзгоды пограничной жизни. Редкий путник посещал эти места, и двое мужчин в своем одиночестве научились понимать друг друга с полуслова, и стали ближе, чем братья. Когда тополь, посаженный скваттерами у родника, достиг высоты около двенадцати футов, местность стала заселяться, а стоимость земли резко возросла. Бен хотел прожить на этом куске земли всю оставшуюся жизнь, а Берл хотел все продать и вернуться на Восток. Их взаимные разногласия скоро переросли в горячие споры, а те, в свою очередь, привели к трагическому концу.
Неприязнь между Беном и Берлом скоро достигла такого предела, что они перестали разговаривать друг с другом. Неделями они жили в мрачном молчании, а, между тем, гнев и ненависть, не находя выхода в словесных перепалках, копились в душах бывших друзей. Вопрос стоял лишь в том, кто первый даст выход своей злости. Это случилось однажды вечером, когда Берл возился с лопатой на грядке, а Бен рядом рубил дрова. Внезапно, когда Берл согнулся почти до земли, Бен взмахнул топором с громким воплем и проклятиями одним ударом отрубил товарищу голову. Затем убийца отволок тело от дома, и закопал его под небольшим утесом недалеко от родника.
Через несколько месяцев Бен сошел с ума. Говорят, к нему являлся призрак его мертвого партнёра, и этот призрак выглядел и вел себя, как в обычной жизни, но только без головы. Вечерами, когда Бен сидел у камина, сзади подкрадывалось безголовое тело Берла, и занимало свое место в свободном кресле-качалке. Точно также призрак вел себя во время ужинов Бена, а когда несчастный пытался ускакать от безголового призрака, то он догонял его на черном жеребце и скакал рядом.
Наконец Бен, доведенный призраком до ручки, не выдержал и сознался в убийстве друга шерифу. Но за скваттером уже закрепилась репутация «стукнутого», и шериф обратил на его признание не больше внимание, чем на исповедь какого-нибудь пьянчужки. И вот однажды какому-то всаднику вздумалось сойти с наезженной тропы и напоить лошадь у родника Тополиной заявки, и когда он подъехал к землянке скваттеров, то обнаружил раздувшееся тело Бена, свисающее на веревке с тополиной ветки. Вне всякого сомнения, несчастный убийца покончил с собой.
Местные жители до сих пор рассказывают эту легенду, и говорят, что по ночам можно увидеть призраков, пересекающих старую тропу или крадущихся к руинам землянки. Некоторые говорят, что слышали крик «Оооо, Бен!», доносившийся как бы издалека, а ему вторил крик боли и отчаяния со стороны тополя. Конец.
Конечно, есть еще "Легенда о сонной лощине" Вашингтона Ирвинга, где голландских фермеров преследует призрак гессенца, однако, две вышеизложенные легенды родом именно из Техаса, где и происходит действие романа "Всадник без головы". Какая из них симпатичнее, решать вам, дорогие читатели.
Присоединяйтесь к увлекательным историям эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.