413 подписчиков

«Родиной своей считаю город Бежецк...» – из воспоминаний архимандрита Киприана (Пыжова), главного иконописца Русского Зарубежья. Часть 1

Имя архимандрита Киприана (Пыжова) стало широко известно бежечанам и всем интересующимся историей Бежецка в 2016 году. Именно тогда в альманахе «Бежецкий край» была опубликована открытка «Пасхальный день в городе Бежецке Тверской губернии», изданная по рисунку отца Киприана. С тех пор открытка очень полюбилась бежечанам и не раз публиковалась в социальных сетях.

Слева: открытка, изданная монастырём Святой Троицы, Джорданвиль, США. Из личной коллекции автора блога; Справа: отец Киприан за работой. Православная Русь, 1992. № 7.
Слева: открытка, изданная монастырём Святой Троицы, Джорданвиль, США. Из личной коллекции автора блога; Справа: отец Киприан за работой. Православная Русь, 1992. № 7.

Однако мало кто знает, что отец Киприан был выдающимся художником не только кисти, но и слова. Среди письменного наследия пастыря особое место занимают мемуары – воспоминания о долгой жизни, на которую пришлись революция, гражданская война, эмиграция. Они – бесценный источник сведений о жизни Бежецка, ведь своё детство и отрочество Кирилл Дмитриевич Пыжов (так звали отца Киприана в миру) провел именно в этом городе, где его отец – потомственный дворянин Тверской губернии Дмитрий Михайлович Пыжов – служил земским начальником [1].

Глазами юного ученика реального училища Кирилла Пыжова мы можем посмотреть на тихую жизнь Бежецка предреволюционных лет. Прохлада и полумрак бежецкого Воскресенского собора, молебны, крестные ходы, веселая ярмарка и балаганы, бравые пожарные, праздники и парады, – перед нами предстает тот образ России, который отец Киприан пронёс через всю жизнь и воплотил в творчестве. Ни в СССР, ни в Российскую Федерацию он, эмигрант первой волны, уже не вернётся.

Несколько страниц воспоминаний отца Киприана посвящены описанию революционных событий в Бежецке. Перед нами совершенно уникальное свидетельство современника, которое можно поставить в один ряд со знаменитым дневником отца Иоанна Постникова. Эти два текста во многом перекликаются, как с точки зрения описания фактов, так и мировоззренчески. С той, однако, разницей, что отец Иоанн писал как хронист, день за днем, а у отца Киприана это уже взгляд сильно после, по итогам.

«Мои воспоминания» отца Киприана впервые увидели свет еще при жизни автора. В 1991–1992 годах они публиковались по частям в журнале «Православная Русь», издававшимся русским Свято-Троицким монастырем в Джондарвилле (США). С 1946 года и до своей кончины в 2001 году отец Киприан был насельником этой обители и одним из самых уважаемых её духовников.

Редкое зарубежное издание до настоящего времени оставалось недоступным для широко круга читателей. «Бежецкая старина» начинает цикл публикаций с воспоминаниями отца Киприана, дополненных краеведческим комментарием и иллюстрациями. Первая часть воспоминаний охватывает детский период жизни автора, от рождения в 1904 году до начала Первой мировой войны.

Текст первой части воспоминаний дается по № 18 журнала «Православная Русь» за 1991 год.

Архимандрит Киприан. Православная Русь, 1992. № 7.
Архимандрит Киприан. Православная Русь, 1992. № 7.

Оканчивая, по милости Божией, свое плавание по житейскому морю и теперь, приближаясь к берегу вечности, я решил письменно запечатлеть оставшиеся в памяти эпизоды моей жизни с момента, когда начинают раскрываться побеги сознания.

Родился я в Петербурге в 1904-м году, но родиной своей считаю город Бежецк, то есть место, куда вскоре переехали мои родители и где я сделал первые шаги моей жизни.

Бежецк, вид от Штаба на мост и Воскресенский собор. Открытка издания В.А. Иванова по негативу П.М. Дружинина. 1910–1911 годы. Из открытых источников.
Бежецк, вид от Штаба на мост и Воскресенский собор. Открытка издания В.А. Иванова по негативу П.М. Дружинина. 1910–1911 годы. Из открытых источников.

Город Бежецк – уездный, Тверской губернии. В прошлом – Бежецкий Верх, в области Великого Новгорода. Этот город, вследствие какого-то раздела, перешёл к Тверскому княжеству. В мое время в Бежецке было 4 средних учебных заведения: реальное училище, женская гимназия, духовное училище, городское четырехклассное училище и несколько низших учебных заведений. При женском Благовещенском монастыре, вне его ограды, находилось красивое кирпичное здание епархиального училища для дочерей духовенства. Город Бежецк находится на берегу реки Мологи, притоке Волги. Этот провинциальный уездный городок севера ничем особенным не отличается; даже в окружности его не видно ни одного леска, ни одной рощицы, несмотря на то, что по географическому положению эта местность лежит в лесной области. Должно быть, вырубили леса в свое время. В самом городе здания как во всех русских городах: дома с мезонинами, одни покрупнее, другие поменьше.

Бежецк, Садовая улица, женская гимназия и здание городской управы с пожарной каланчой. Открытка по фотографии П.М. Дружинина. 1911 год. Из открытых источников.
Бежецк, Садовая улица, женская гимназия и здание городской управы с пожарной каланчой. Открытка по фотографии П.М. Дружинина. 1911 год. Из открытых источников.

В самом центре несколько двухэтажных, каменных, колонных зданий казённого типа: городская управа с высокой, противопожарной башней называемой каланча, по окружному балкону которой, постоянно, днем и ночью ходит дежурный пожарный и, если где загорится, он бьет в набат, и тогда из-под каланчи тотчас выезжают пожарные в медных касках на длинных ярко-красных телегах с водяными баками и длинными шлангами, на резвых и сытых конях серой масти «в яблоках», то есть с черными кружками по серой шерсти. Как только пожарная команда, стрелой вылетит из ворот, что под каланчой, и рысью, со звонким колоколом на передней телеге, помчится по улице в ту сторону, где пожар, так сразу, откуда-то появляются любители зрелищ и бегут за мчащейся пожарной командой, чтобы полюбоваться интересным зрелищем! Отсюда пословица: «бегут как на пожар»...

Бежецк, вид на Воскресенский собор со стороны Базарной площади. Фото начала XX века. Источник: Литературное и краеведческое наследие о. Иоанна Постникова. Тверь, 2011.
Бежецк, вид на Воскресенский собор со стороны Базарной площади. Фото начала XX века. Источник: Литературное и краеведческое наследие о. Иоанна Постникова. Тверь, 2011.

Самым красивым местом в Бежецке была городская площадь с громадным пятиглавым собором и высокой колокольней. Как-то особенно запечатлелся в детской памяти таинственный полумрак, глубина сводов с потемневшей росписью и высокий многоярусный иконостас с рядами потемневших икон пророков, апостолов, праздников и разных святых. Все иконы покрыты серебряными потемневшими басменными окладами, то есть рельефными фонами, обрамляющими красочные изображения святых.

В детском возрасте при входе в этот собор, чувствовался необъяснимый, немного страшноватый, необычайный трепет, какое-то потустороннее ощущение связи с прошедшими веками.

Бежецк, ярмарка на Базарной площади. Открытка издания В.А. Иванова по негативу П.М. Дружинина. 1910–1911 годы. Из открытых источников.
Бежецк, ярмарка на Базарной площади. Открытка издания В.А. Иванова по негативу П.М. Дружинина. 1910–1911 годы. Из открытых источников.

Внутри собора летний зной сменяется благостной прохладой, пропитанной ароматом ладана и не хотелось выходить на шумную базарную площадь, где среди телег и рассупоненных коней, жующих овес из расписных торб, подвешенных под морду, толпились мужики и бабы, торгующее своим деревенским товаром: кто скотом, кто птицей, кто топлёным маслом в кадушках, или другим сельским добром, – смотря по сезону.

Настоятель Воскресенского собора Бежецка протоиерей Николай Федорович Стратонитский. 1914 год.
Настоятель Воскресенского собора Бежецка протоиерей Николай Федорович Стратонитский. 1914 год.

В Царские дни (царскими днями назывались дни рождения Государя Императора и Императрицы и наследника Цесаревича), в соборе, после обедни, служился молебен о здравии царя или царицы. На этот молебен сходились батюшки из приходских церквей и соседних сел. Во главе предстоятельствовал соборный протоиерей о. Стратоницкий[2] – высокий, степенный, седовласый, в золотой, парчовой ризе, в темно-лиловой камилавке на голове. По правую и левую стороны, один против другого, стояли священники по старшинству: старшие – седобрадые, в камилавках фиолетового бархата, за ними следовали еще не поседевшие, или впроседь – в скуфьях такого же бархата, а за ними молодые. Все в золотых, парчевых облачениях. Когда такой сонм предстоял пред царскими вратами древнего величественнаго иконостаса, то не знаешь, – сон это, или наяву? В табельные дни занятий в школах не было, – все ученики из своих учебных заведений вереницами, по парам, шли в собор со своими классными наставниками. После молебна они выстраивались на площади в ряды, вслед за гарнизоном, состоявшим из полуроты солдат и пол-эскадрона жандармов. Парадом командовал бравый жандармский офицер в красивом темно-синем мундире с серебряными аксельбантами. Принимал парад воинский начальник генерал-майор Николай Казимирович Кононович[3], – полный, краснолицый, добродушнейшей генерал с небольшой седой бородкой.

Бежецк, военная команда проходит по Большой улице. Фотография начала XX века из коллекции ТГОМ.
Бежецк, военная команда проходит по Большой улице. Фотография начала XX века из коллекции ТГОМ.

Жандармский ротмистр выхватывал из ножен саблю и командовал громогласное: «слуша-а-ай, на краул!». Генерал здоровался с солдатами: «здорово, молодцы»! Те отвечали: «здравие желаем, ваше превосходительство!!!». Духовой оркестр, состоявши из пожарных в синей форме и золотых шлемах гремел на всю площадь гимн: «Боже, царя храни».

Торжественная мелодия русского гимна в этот день (Николин день, 6-го декабря, старого стиля), слышалась по всему городу и запечатлевалась на всю жизнь в детской памяти школьников – участников парада в царские дни.

В тот же день на всех площадях больших и малых городов великой Российской империи, совершался такой же молебен о здравии Государя или Государыни; на всю Россию раздавались звуки этого прекрасного гимна, и как волна великого океана разливались по всему пространству нашей великой родины.

В Бежецке парад оканчивался приветствием воинского начальника, возглашавшего праздничное «ура» Государю. Потом все расходились – кто куда. Представители власти – воинский начальник, исправник, городской голова и другие отправлялись в городскую управу на парадный обед.

Бежецк, вид города с берега реки Мологи (Троицкая, Иоанно-Богословская церкви, Казанский и Воскресенский соборы). Открытка издания П.М. Дружинина. 1910–1912 годы. Из открытых источников.
Бежецк, вид города с берега реки Мологи (Троицкая, Иоанно-Богословская церкви, Казанский и Воскресенский соборы). Открытка издания П.М. Дружинина. 1910–1912 годы. Из открытых источников.

В семейных очагах Царские дни ничем не отмечались, разве только тем, что школьная молодежь была свободна от своих школьных занятий и, если была зима, то большинство из нас, наскоро пообедав, спешили на реку Мологу гонять по звонкому льду на коньках – любимому зимнему развлечению северных подростков.

Так протекала изображенная в общих чертах провинциальная, спокойная жизнь северного городка Бежецка.

Примечания

[1] Дмитрий Михайлович Пыжов (13.11.1866 - ?). Из дворян Тверской губернии. Домашнее образование. В ноябре 1893 г. выдержал экзамен за курс уездного училища в Педагогическом Совете Кашинского уездного училища, февраль 1892 - июль 1904 г. в штате канцелярии нижегородского губернатора. Коллежский регистратор (1895). Губернский секретарь (1898). Коллежский секретарь (1900). Июль 1904 - апрель 1907 г. мл. контролер акцизных сборов IV округа Тверской губернии. Апрель 1907 - февраль 1915 г. земский начальник 5-го участка Бежецкого уезда. Титулярный советник (1908). Коллежский асессор (1910). Надворный советник (1914). февраль 1915 - март 1917 г. земский начальник 1-го участка Бежецкого уезда. С мая 1917 г. за штатом. В августе 1918 г. получил назначение в г. Щигры Курской губернии. Награды: Св. Станислав 3 ст. (1914)- Медали: «В память царствования императора Александра III», «В память 300-летия царствования Дома Романовых».

Источник: Евсеев С.В. Земские начальники Тверской губернии 1889-1917 гг. Биографический справочник. М., 2020. С. 148

[2] Николай Федорович Стратонитский (1846–?). Протоиерей Бежецкого Воскресенского собора, законоучитель городского училища. Более 40 лет прослужил в священном сане, был награжден многими церковными наградами. Кавалер ордена Святой Анны 2 степени.

[3] Кононович Николай Казимирович (27.04.1859-03.03.1929). Православный. Сын генерал-майора Кононовича Казимира Иосифовича, брат генерал-майора И.К.Кононовича. Уроженец Петербурга. Образование получил во 2-й СПб военной гимназии. В службу вступил 25.03.1876. Окончил Рижское пехотное юнкерское училище. Выпущен в 86-й пехотный Вильманстрандский полк. Прапорщик (ст. 06.07.1877). Участник русско-турецкой войны 1877-78. Подпоручик (ст. 20.03.1878). Поручик (ст. 19.03.1881). Окончил отд. эск. и сот. командиров Офицерской кав. школы "успешно". Сотник (ст. 02.09.1884). Командовал сотней (5 л. 10 м.). Подъесаул (ст. 19.03.1888). Есаул (ст. 26.10.1890). Войсковой Старшина (ст. 26.02.1898). Участник похода в Китай 1900-01. Полковник (ст. 22.02.1903). Командир Амурского каз. полка (22.02.1903-12.07.1905). Участник русско-японской войны 1904-05. Состоял в распоряжении наказного атамана Амурского каз. войска (12.07.1905-04.02.1907). Ишимский уездный воинский начальник (04.02.1907-03.09.1908). Бежецкий уездный воинский начальник (с 03.09.1908). Генерал-майор (пр. 14.01.1915; ст. 06.12.1914; за отличие). На 10.07.1916 в том же чине и должности. С 1917 начальник Харьковской местной бригады. Во время Гражданской войны - в составе ВСЮР и Русской Армии до эвакуации Крыма. В эмиграции во Франции. По др. данным приживал в Болгарии и умер в государств. приюте в г. Бяла.Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1880); Св. Анны 3-й ст. (1891); Св. Станислава 2-й ст. (1896); Св. Анны 2-й ст. с мечами (1901); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1902); Св. Владимира 3-й ст. (1912).

Источник: https://www.ria1914.info/index.php Кононович_Николай_Казимирович