Филиппинская мать троих детей Стелла Сибонга отчаянно пытается расторгнуть брак, которого она никогда не хотела. Но развод в своей стране, где большинство населения составляют католики, запрещен законом, а на аннулирование брака в суде уходят годы. Филиппины - единственное место за пределами Ватикана, где развод объявлен вне закона. Католическая церковь, которая имеет большое влияние на филиппинское общество, выступает против этой практики как противоречащей ее учению.
Люди, желающие расторгнуть брак, могут обратиться в суд за аннулированием или признанием брака недействительным с самого начала, но правительство может обжаловать эти решения. Такой судебный процесс медленный и дорогой, стоимость дела может достигать более 800 тыс рублей, при этом нет гарантии успеха. "Я не понимаю, почему это должно быть так сложно", - сказала Сибонга, которая 11 лет пыталась выйти из брака, в который ее заставили вступить родители из-за беременности.
Юридическая борьба Сибонги началась в 2012 году, когда она обратилась в суд с просьбой расторгнуть брак на основании предполагаемой "психологической недееспособности" мужа, что является одним из оснований для расторжения брака. Спустя пять лет и десятки тысяч потраченных на судебные издержки, судья наконец согласился. Однако облегчение было недолгим. Юридический представитель правительства, которому поручено защищать институт брака, успешно обжаловало это решение в 2019 году. По словам Сибонги, она обратилась в Апелляционный суд с просьбой отменить свое решение, но до сих пор ждет ответа. "Почему мы, те, кто пережил страдания и жестокое обращение, наказаны законом?" - сказала 45-летняя Сибонга, живущая недалеко от Манилы. "Все, чего мы хотим, - это быть свободными".
Самым мощным противником разводов на Филиппинах является католическая церковь, которая также выступает против абортов и контрацептивов. Согласно официальным данным переписи населения, около 78% из 110 млн жителей страны являются католиками. Однако в 2012 году был принят закон о контроле над рождаемостью, несмотря на сильное противодействие со стороны церкви.
Опросы, проведенный компанией Social Weather Stations, показал изменение отношения филиппинцев к разводам. В 2005 году 43% филиппинцев поддержали легализацию развода "для непримиримо разошедшихся пар", а 45% не согласились. Тот же опрос в 2017 году показал, что 53% высказались за, и только 32% не согласились.
Обременительный процесс получения судебного решения о расторжении брака породил интернет-мошенников, предлагающих получить быстрое решение суда без длительных судебных заседаний. Многочисленные посты в соцсетях распространяют ложную информацию о юридическом процессе аннулирования брака с целью привлечения клиентов, подчеркивая растущую глобальную тенденцию, когда мошенники наживаются на дезинформации. Одна из жертв рассказала, что за услугу по аннулированию брака, оказавшуюся фальшивой, с нее взяли сумму, эквивалентную 195 тыс рублей. Сейчас она рассматривает возможность перехода в ислам в надежде получить развод по мусульманским законам.
Сибонга росла католичкой, но перестала посещать церковь, чтобы избежать обвинений в прелюбодеянии. У нее уже давно есть любовник, но она не может связать себя узами брака с ним, пока ее первый брак не будет расторгнут юридически. То, что ее дело затянулось так надолго, не является чем-то необычным для Филиппин, где система правосудия может потребовать годы для решения даже незначительных вопросов. "Люди думают, что раз я все еще технически замужем, то я грешница", - сказала она в интервью japantimes. "Они действительно верят, что то, что Бог соединил, нельзя разделить. Правда? Даже если ваш муж пытается вас убить, даже после всего, что он сделал, развод все равно запрещен?". Сибонга рассказала, что ее отношения с мужем были травмирующими, дважды она пыталась закончить жизнь самоубийством. Она не хочет, чтобы ее дети вступали в брак, пока не будет разрешен развод. "Я сказала им, что они могут сожительствовать и иметь столько детей, сколько хотят, но я никогда не дам согласия на их брак", - сказала она. "Я просто не хочу, чтобы они закончили так же, как я".