Найти в Дзене
Ольга Таволга

Мода, социум, свобода.

Maison Margiela Spring 1998. Все иллюстрации взяты в открытых источниках в сети.
Maison Margiela Spring 1998. Все иллюстрации взяты в открытых источниках в сети.

Социум - это система зеркал.
Иногда сложных, но чаще простых.
"Умный-красивая-успешный-привлекательная."
Самое базовое из межгендерных отражений знают все русские женщины:
"Да-да, конечно вы правы."
Есть попроще: "Мужчина, какой вы умный!"
Но "вы правы" намного эффективнее и более разнопланово - мужчина сам может вчитать, в чём именно он вне всякого сомнения прав на этот раз.

* Девушки, вы можете себе хотя бы представить мужчину, который заподозрит подвох в фразе: "Конечно, вы правы."???
Я с трудом.


Ещё один универсальный пароль - "модный/модная".

Нечто идеальное про Русскую Оперу.
Нечто идеальное про Русскую Оперу.

Далее идёт текст про некоторые аспекты исторического соотношения явления "моды" и социального принятия на Руси.
Я бы с удовольствием поставила к нему возрастной ценз "35+", но считается, что после 21 года всем можно всё.
Можно, но с последствиями.
Можно заразиться привычкой думать.

Скромно, но выразительно.
Скромно, но выразительно.

Ироничный разговор сам с собою:
- Что лучше, возвращать людям, что они "умные" или, что "эмпатичные"?
- Что "модные".

"Умные" и "красивые" - это поверхностная, локальная социальная оценка.
Оценка "модные" в русском социуме - это социополовой контур, уровень уместности человека в социальном здесь и сейчас, уровень оценки социального и межгендерного (***суального) успеха.
Уровень
своевременности.
Уместности - во времени, в обществе, в поступках, в намерениях, в демонстрации себя и своих умений и пожеланий.
Так же, в каком году или веке находится носитель или носительница.

Так каким именно образом "модный" отвечает и за "умный", и за "красивый", и за "успешный", и за "сексуальный".

Точнее, каким образом это происходит в Беловодье?

Ремарка.
Для себя я отлично различаю Россию, "Мордор" и "Беловодье".
Россия - это обобщающее.
Мордор - это внешняя политика.
А Беловодье - это тот самый полустаночек, на котором стоят девчонки, стоят в сторонке, а мимо пролетают поезда.

"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" 1977.
"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" 1977.

Это кадр с одеванием девы во французское из "Арапа Петра Великого".
Точнее, видимо, "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" 1977 года.
"- Платье-то какое красивое.
- Ах, девоньки, батюшка за него пять душ отдал."
Это трофейные ночные сорочки, которые показались офицерским жёнам ночными платьями после 1945 года.
Надежда Ламанова уже умерла, забытая при эвакуации в 1941 году в сквере у Большого Театра во время войны, а больше объяснять такие тонкости было с очевидностью некому.
Это граница "деловой" моды 1980х-1990х намертво заимпринтированная у людей чуть постарше меня как
приличная одежда.
Гостиный Двор в Санкт-Петербурге от этого тренда уже тридцать лет и три года не отказывается.
А зачем, если есть устойчивый спрос.

"Sex and the City" 1998-2004.
"Sex and the City" 1998-2004.

И впечатанная как "Единственно Модная" (из комментариев) шутовская-пародийная подборка из "Секс в большом городе" у дам чуть помладше и примерно мой возраст.

Jean Paul Gaultier граница 1980х-1990х.
Jean Paul Gaultier граница 1980х-1990х.

Это лютое возмущение, что Vouge, Officiel, Elle и так далее выходили "без выкроек" во второй половине 90х.
"Как такое может быть, чтобы модный журнал и без выкроек?"
Чтобы дамы делали с выкройками вечерних платьев от
enfant terrible Парижа Пола Готье, это уже другой вопрос.
И, к слову, цена выкроек платьев от домов высокой моды по определению отличается от цены выкроек массовых изданий и заточенных под это советских ателье.

Фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва" - это парадная версия фонтанов, а были ещё и шутихи в укромных уголках парка.
Фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва" - это парадная версия фонтанов, а были ещё и шутихи в укромных уголках парка.

Это шутовские фонтаны того же Петра - вошла в потаённый уголок парка дорогостоящая расфуфырка, вышло чучело в подтёках.
Таким образом царь намекал мужьям, что тем пора на выход.

Это выживание женщин тысячелетиями в людоедском, патриархальном, рабовладельческом обществе.
Поиск разрешения извне - а за какие "ум", "красоту", "сексуальность" саму на конюшне не выпорют и мужа с должности не уволят.
Дозволенность ширины и яркости лент у колодца.
Сложная путаница между "одеться на партсобрание" в 1980х и "к обедне" в 1990х - до сих пор очень люблю наблюдать это идеологическое противоречие.
Оно всё ещё актуально, хотя партсобрания, казалось бы, канули в Лету.
А противоречие осталось.

Коллаборация Louis Vuitton и Яёй Кусама 2012. Витрина.
Коллаборация Louis Vuitton и Яёй Кусама 2012. Витрина.

Поэтому, пока на Дзене в феврале-марте 2022 года не обнулили поисковик позволяющий найти, что угодно, людям незнакомым с словосочетанием "поисковые алгоритмы", я довольно сталкивалась с претензиями, что не выдала волшебную таблетку за один раз.
А нет этой таблетки.
В лучшем случае - можно угадать или высчитать один-два ансамбля для одного-двух корпоративов и одного-двух циклов поиска новой работы.

"Sex and the City" 1998-2004.
"Sex and the City" 1998-2004.

Поэтому часть "гадалок с набережной" ушло в России за последние двадцать лет в "стилисты" с "двумя неделями онлайн образования".
Эти дамы привычно - как до этого "сглаз" и "венец безбрачия" мановением наманикюренной ручки в перстнях снимают непрекращающийся, глубочайший, исторический невроз русских женщин одноразовыми заверениями, что в некоем "Этом" они точно и умные, и красивые, и ***кси, и замуж, и карьера.
Эксплуатация не изгнанной рабыни (Изауры, зачёркнуто) в сознании и подсознании.
Успешная монетизация исторического ужаса соотечественниц ошибиться, попасть под немилость ведущих "Модного приговора" даже без всякого модного приговора.
Того, что некоего "Этого" (обычно "Красного Сексуального") хватает, в лучшем случае, на один неполный раз, никто особо не замечает.
Чтобы заметить, что "модный наговор" не работает - необходимо иметь устойчивую долгосрочную память и привычку к самоанализу - стало ли больше денег и ***кса в "Точно Работающем Красном Облегающем" или это было очередное плацебо для "похудения к лету".

"Афимолл" 2011. "Куклы, созданные Борисом Красновым, имеют высоту от 6 до 13 метров, и каждая оформлена в своем стиле традиционного русского народного творчества."
"Афимолл" 2011. "Куклы, созданные Борисом Красновым, имеют высоту от 6 до 13 метров, и каждая оформлена в своем стиле традиционного русского народного творчества."

Поэтому мне смешно и грустно каждый раз, когда новое поколение недокормленных вчерашних школьников топит за "свободу" по отмашке из самой актуальной на конкретный момент времени соцсети.
Их матери и старшие сёстры ходят за разрешением, в чём им ум-красоту-профпригодность миру и потенциальным работодателям показывать не опасно, а они "свободны" по отмашке из соцсети.
Впрочем, время показало, что каждое новое поколение довольно быстро набегавшись по "баррикадам", бегут по "стилистам".
Потом по терапевтам в районной поликлинике, минуя могущих реально помочь в промежутке психолога и остеопата.

Соотношение свободы и моды.
Внутренних, внешних, внешневыносных.
Сезонных, долгосрочных.
Способствующих или не способствующих движению в стремительно меняющемся (а уж каком улучшенном и оптимизированном) социуме.

Матрёшки многое могут сделать русским.
Матрёшки многое могут сделать русским.

* В LJ на этом месте есть абзац про ***кс, но в LJ вообще много чего есть, к чему слайды подобрать трудно.

Жан-Поль Готье и Мадонна 1980е.
Жан-Поль Готье и Мадонна 1980е.

Этот текст - моя попытка намекнуть, что не бегать от столба с репродукторами до гадалки на набережной, а потом рысью на последние деньги до стилиста - это про ментальное и душевное здоровье.
Всех денег не заработать, за все штаны замуж не выйти (что к лучшему).
Кто из женщин это так или иначе для себя самостоятельно определили, экономят много денег, нервов, здоровья и самоуважения.
Если перевести в сознательное компетентное, как:
"Я знаю, что я знаю. Пользуюсь, тем, что я знаю. И не испытываю одобренной обществом рефлексии. И довольна собой."
Открываются новые горизонты.
Рекомендую.

Забавные, провокационные и неоднозначные вещицы из явления "Мода" в широком смысле этого слова.

Elsa Schiaparelli колье и вышивка "Жуки" 1930е.
Elsa Schiaparelli колье и вышивка "Жуки" 1930е.
Эльза Скиаппарели и Сальвадор Дали Платье с Омаром 1930е.
Эльза Скиаппарели и Сальвадор Дали Платье с Омаром 1930е.
Madonna концертный корсет от John Paul Gaultier 1980е.
Madonna концертный корсет от John Paul Gaultier 1980е.

Jean Paul Gaultier, 80's, Musée des arts décoratifs, Paris.
Jean Paul Gaultier, 80's, Musée des arts décoratifs, Paris.
Коллаборация Louis Vuitton и Яёй Кусама 2012.
Коллаборация Louis Vuitton и Яёй Кусама 2012.

Девочка от Яёй Кусамы.
Девочка от Яёй Кусамы.

Собачка от Яёй Кусама.
Собачка от Яёй Кусама.

Спасибо за прочтение.
Лайк, если было интересно, узнали что-то новое,
Или веселит и греет душу понимание, почему возрастной ценз "35+".

на кофе автору
юмани: 4100 1160 5771 0592
сбер: 5469 3800 3750 5731