Найти тему
История и искусство / Artifex

Гленн Браун: незамысловатые копии или новые шедевры?

Гленн Браун (Glenn Brown) — малознакомый странам СНГ, но широко известный европейской публике британский художник-апроприатор, который за основу своих работ берет известные картины и искажает их, создавая новые шедевры.

Гленн Браун в своей студии/Glenn Brown in his studio
Гленн Браун в своей студии/Glenn Brown in his studio

В качестве основы для своих работ Гленн использует картины как современных, так классических художников. Как утверждает сам Браун, использование им уже существующих работ – это не прямое подражание, но, скорее, вариации и сочетание нескольких работ разных художников. Хотя художники, чьи работы были использованы подобным образом, его мнение не всегда разделяют.

Для будущих картин художник использует репродукции из выставочных залов, находит их в интернете или заказывает у печатных изданий. Прежде чем создать из них новые фрагменты красками или карандашом, Гленн начинает трудоемкий процесс работы в Фотошопе, в котором он всячески видоизменяет их: искажает, растягивает, переворачивает, меняет цвет, а затем помещает в красивые старые рамы.

Гленн Браун. На пути к интернациональному социализму/Glenn Brown. Towards an International Socialism.
Гленн Браун. На пути к интернациональному социализму/Glenn Brown. Towards an International Socialism.

«Мне нравится, чтобы мои картины стояли как бы одной ногой в могиле и были не совсем от мира сего. Я хотел бы, чтобы они существовали в мире сновидений, …, в мире, который состоит из накопления образов, которые мы храним в нашем подсознании и которые коагулируют и мутируют, когда мы спим» — Гленн Браун (Glenn Brown).

Художник часто сравнивает свое творчество с музыкальными каверами. Он не видит в своих работах плагиата, в котором его многие обвиняют:

«Хотя я использую заимствованные изображения, я соединяю их так, как вы никогда раньше не видели» — Гленн Браун (Glenn Brown).

Одной из первых картин, созданных Брауном ещё во время обучения, стала «Вампир атомного века», которую он написал в 1991 году, полагаясь на работы британского экспрессиониста Фрэнка Ауэрбаха (Frank Auerbach). Гленн уменьшил выступающую поверхность оригиналов Ауэрбаха, превратив их в глянцевые, сглаженные имитации. Затем в картину добавились фрагменты творчества и других художников. Художник настаивал на том, что его увлечение экспрессионизмом было искренним, но постмодернисты отнеслись к его работе с насмешкой.

Гленн Браун. Вампир атомного века/Glenn Brown. Atomic Age Vampire.
Гленн Браун. Вампир атомного века/Glenn Brown. Atomic Age Vampire.

Уже в более зрелом возрасте Браун создал серию картин, в которых хотел отразить «чувство готики». Эта серия была основана на иллюстрациях из научной фантастики. Браун не просто копировал эти работы, но и включил в них панорамы с детальной фотореалистичной прорисовкой. Однако один из художников, на обложки которых опирался Гленн, был настолько возмущен работами Брауна, что подал против него судебный иск, который был урегулирован еще до суда, но принес художнику немало проблем.

Гленн Браун. Секс/ Glenn Brown. Sex.
Гленн Браун. Секс/ Glenn Brown. Sex.

Еще одной особенностью творчества Брауна являются названия его картин. Зачастую они повторяют наименование альбомов, фильмов, научно-фантастической литературы или посвящаются конкретному человеку. Они могут косвенно указывать на замысел картины или вообще не быть связаны с ней.

«В том-то и дело – названия часто бывают ошеломляюще прямыми и вульгарными в этой прямоте. Я не думаю, что картина является менее прямой, но я не хочу, чтобы картина была лишь иллюстрацией», — Гленн Браун (Glenn Brown).

Большая часть творчества художника очень мрачна, в своих скульптурах он часто обезглавливает фигуры. В картинах Гленн использует неестественные цвета кожи, прозрачные белки глаз, которые оставляют неприятное ощущение.

-5

Гленн Браун. «Позвольте мне переправить вас в море, чтобы увидеть, кем вы могли бы быть, когда придет время грести обратно, вы окажетесь на том месте, где должны были быть».

Несмотря на противоречивость методов создания и мрачность картин, творчество Гленна Брауна очень ценится в мире современного искусства. Об этом свидетельствует безудержный рост цен на тематических ярмарках и аукционах. Кто-то может осуждать художника за плагиат, но нельзя недооценивать его вклад в развитие современной живописи и жанра апроприации.

Автор: Дарья Кузнецова