Ещё в декабре 2022 года в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне в Галерее костюма открыли экспозицию нарядов, составлявших гардероб Петра Великого. Выставка открылась в год 350-летия со дня рождения императора, а продлится она до конца текущего года. Забавно, но оказалось, что я дошла наконец до выставки буквально за пару дней до его очередного дня рождения - 30 мая.
Вообще Реставрационно-хранительский центр можно посещать только с экскурсиями, но в контексте данной выставки это даже хорошо: там много таких нюансов, которые без рассказа специалиста остались бы незамеченными. Ну а я попробую поделиться тем, что успела запомнить.
Коллекции одежды много раз пришлось кочевать из музея в музей. Из Кунсткамеры в Зимний дворец, оттуда обратно в Кунсткамеру, потом в Русский музей, Музей революции (сейчас он называется Музей политической истории России, я про него писала) и Этнографический музей. Всё это плюс условия хранения и технологии предыдущих реставраций, конечно, сказывались на экспонатах не самым лучшим образом. Поэтому в итоге очень хорошо, что она оказалась именно в реставрационном центре Эрмитажа в руках настоящих специалистов. Я, кстати, была в 2014 году на официальном открытии центра. Возможно, я сюда потом перетащу тот постик из Живого журнала, а пока дам ссылочку на него для тех, кому интересно посмотреть на реставрационные мастерские.
Но вернёмся к нарядам.
Коллекция одежды Петра I очень большая: в ней более 300 предметов, относящихся к 1672–1725 годам. На выставке представлены самые яркие и интересные экспонаты. Степень поношенности у нарядов разная.
Не все вещи в коллекции могут быть однозначно идентифицированы как те, что носил именно Пётр. Когда кто-то из его приближённых попадал в опалу, у него конфисковывали имущество, в том числе и одежду, которая в те времена была весьма дорогая. Одежда складировалась в сундуках и никак не маркировалась. Помимо этого, одежду могли подарить: на выставке представлены два камзола Лефорта, которые его вдова преподнесла Петру I в подарок после смерти мужа (ниже будет фото этой красоты, воистину и царю подарить такие не зазорно).
Здесь на фото представлены кафтаны немецкого пошива, польский (светлый) и военный. Западноевропейский крой отличался от российского в основном формой и шириной рукава (на всех фото видно, что одежда как будто согнута в локтях, в то время как в России было принято шить их прямыми) и некоторыми другими деталями.
Военную форму заказывали за границей в виде раскроенных деталей с полной отделкой, а сшивали уже в России. Существовало три градации роста - маленький, средний и высокий, соответственно, под них существовало три варианта лекал. Собственно, в наши дни это аналогия размеров S, M и L в магазинах готовой одежды.
Прошу прощения за мутнофото, на выставке темно, а этот редингот английского образца очень хотелось показать. Идеален для дождливой ветреной погоды. При необходимости верхняя часть двойного воротника поднималась и застёгивалась, закрывая шею и нижнюю часть лица. Также там совершено прекрасная почти что шапка-ушанка, которая лично мне по форме напомнила будёновку: наверняка при создании будёновки подобную "ушанку" использовали в качестве идеи.
Как пошутила экскурсовод, когда вы видите картину Серова "Пётр I", знайте, что вышагивал он по местам стройки Санкт-Петербурга скорее всего в рединготе, а не в кафтане, каким его изобразил художник.
Ещё на фото с рединготом виден шест - это мерка роста Петра.
Надо отметить, что при всём огромном росте императора у него был маленький размер ноги. По паре обуви в витрине на фото, что было выше, это не очень заметно. Но вот в Заандаме, где до сих пор сохранился домик Петра I, в котором он жил и где сейчас музей, дорожка к этому домику выложена отпечатками "его" босых ступней. Сравните с моим кроссовком 39 размера:
Кисти рук у него тоже были небольшие (не верьте Шемякинскому памятнику в Петропавловский крепости, где пальцы длинные и крючковатые):
Кстати, о Заандаме.
На фото ниже в правой части витрины - голландская одежда. Любимая жёлтая куртка, в которой Пётр учился строить суда у голландцев. Штаны, как на самом крайнем манекене, в Нидерландах можно было встретить как минимум до середины XX века, ну и сегодня на всяких ярмарках. А шляпа - неожиданно вязаная. Я рассмотрела поближе с пристрастием - типичная чулочная вязка на спицах.
Петр очень любил карманы: в одних его штанах специалисты насчитали их аж восемь штук! Объемных, из крепкой ткани. А если еще вспомнить, что помимо них было по два больших кармана на камзоле и на кафтане... Но при этом весь рабочий инструмент тогда носили с собой.
По многим камзолам видно, что Пётр предпочитал накладные карманы; вертикальные в его одежде встречаются редко (вот как на зелено-коричневатом камзоле в центре). А среди накладных горизонтальных карманов в большом количестве одежды видно, что они расположены слишком низко, куда руки не дотягивались, т.е. могли носить и просто декоративную функцию.
Немецкие кафтаны и камзолы поближе. Везде богатая вышивка. Скорее всего, это подарки короля Пруссии Фридриха I, с которым у Петра были хорошие (уместно ли здесь слово дружеские?) отношения.
Зимний кафтан на меху. Оригинальный мех не сохранился, по каким-то отдельным ворсинкам удалось установить, что отделка воротника была из меха бобра. При этом из более дорогого меха делалась внешняя отделка, внутри утепляли мехом попроще и подешевле - даже волчьим и медвежьим. Мехом наружу шить шубы было не принято (вот тут у меня есть вопросы, надо будет как-нибудь поковырять интернеты на эту тему). Традиция использовать мех соболя в монарших одеждах возникла намного позже и пришла в Россию из Европы.
Ещё один меховой кафтан.
А вот те два кафтана Лефорта, о которых я говорила выше. У синего вторая половина так же отгибалась и пристёгивалась, а эта нарядная подкладка когда-то была ярко-красной. Ну а вышивка чёрного просто настоящее искусство.
Что реставраторы рассказывают о работе с цветом, процитирую хорошую статью на "Фонтанке" (источник), из которой я собственно и узнала о выставке.
При всем многообразии нарядов их цвета кажутся приглушенными и возникает вопрос: были ли они такими на самом деле или выцвели до наших дней и их не стали восстанавливать?
«Восстановить ткань до оригинального оттенка практически невозможно без грубого вмешательства, ее можно просто покрасить, — отвечает на вопрос «Фонтанки» Марина Денисова. — Крашение идет при высокой температуре в водном растворе. Понятно, что мы не можем опустить костюм, и даже деталь, в кипящий раствор красителя, — потому что покрасится не только сама ткань, но и вышивка. Поэтому мы не занимаемся восстановлением цвета как такового. Мы занимаемся сохранением предмета таким, какой он до нас дошел».
Интересно, что к траченным молью местам специалист применяет слово «инкрустация» — действительно, порой реставраторам приходится вставлять в сохранившуюся ткань маленькие кусочки — да так, чтобы никто не заметил соединения. А ведь при носке костюма одни места выцветают больше, другие — меньше.
«Наша задача, вставляя кусочки, подобрать для плеча — один оттенок этого цвета, для подмышки — другой, чтобы смотрелось единой тканью, — продолжает завлабораторией. — В этом сложность работы. Было очень много нюансов, много выкрасок цвета, но у нас благодаря дирекции прекрасная новая лаборатория, где есть все возможности работы и с костюмами, и со шпалерами, и с любыми тканями. Есть своя химическая лаборатория, которую мы пока еще оснащаем, но у нас есть уже возможность проанализировать цвет, определить цифровые координаты, подобрать рецепт и, самое важное, повторить этот рецепт при необходимости».
Ткани искусственно не состаривают: деградация материала не нужна, его сразу подбирают подходящего цвета и толщины. Но и это непросто: идентичные ткани сейчас уже не выпускают, приходится подбирать максимально близкие из того, что производят на фабриках.
Костюмы из узорчатого шёлка. Шёлк везли из Китая, безумно дорогой. Поначалу рисунок шёлковых тканей имел слишком большой раппорт (повторяющийся фрагмент узора ткани), и из-за дороговизны материала костюмы шили без подгонки деталей по рисунку. А некоторые более мелкие детали вообще могли выкраивать из ткани с другим рисунком, близким по цвету. Более доступной подгонка деталей по узору стала лишь после того, как раппорт начали делать более коротким.
В Европу из Китая поставлялось ограниченное число вариантов рисунков шелков. Но, оказывается, из тех 16-18 вариантов (точное число не запомнила, проклятый склероз!) половина(!!!) была в гардеробе у Петра. Что нам там писали в учебниках про простоту и скромность? Да он был крутой модник.
На выставке представлена большая коллекция летних белых костюмов. Причём на фото не очень видно, но в переднем ряду рядом с двумя камзолами с цветной вышивкой соседний, однотонный - такой же вышитый, просто вышивка выполнена нитью в цвет ткани.
Снова детали кроя. Здесь видно, что на ткани объёмный рисунок. Это достигалось прокладкой тонкого шнура между верхней и нижней деталями и простёгиванием мелкими стежками. На фото дальше крупным планом будет чуть лучше видно.
"Пушистые" детали - это тонкая льняная нить. Вот сегодня почему-то так не делают, а ведь красиво и необычно смотрится.
Французские костюмы. Около одного из красных видно тросточку. Тросточки у Петра были непростые: в них мог помещаться зонтик или подзорная труба.
Ещё одна цитата из той же статьи.
Камзолы в центральной витрине поражают качеством и обилием вышивки. Чтобы показать их, работу пришлось делать двойную.
«Это предметы, которые прошли реставрацию лет 40 назад, и тогда их реставрировали при помощи клея, — рассказывает заведующая научной лабораторией реставрации тканей Марина Денисова. — Та методика диктовала определенные манипуляции: костюм был распорот — где-то швы были очень серьезно повреждены в результате, разодраны. Этот костюм распороли на детали, каждую деталь отдельно наклеили и потом сшили. Но со временем клей стал стягивать, сделал ткань похожей на картон, швы были некорректно собраны, а где-то просто отсутствовали кусочки ткани, поэтому костюм деформировался, и мы провели вторую реставрацию».
Здесь слева (полосатый) - ещё один редингот. Скорее всего, он использовался как карнавальный костюм. Справа на фото виден резной шкаф. Ранее одежду было принято хранить в сундуках, и только во времена Петра начинают появляться шкафы. Внутри шкафов были только полки, одежда хранилась, как и в сундуках, горизонтально. Подвешивать одежду в шкафах придумали ещё позже.
На выставке отдельное место занимает домашняя одежда. Это самая крупная коллекция домашнего мужского платья, сохранившаяся в каких-либо музейных собраниях в мире.
Фуфайки. Сегодня вполне отлично смотрелись бы как женские блузки. Некоторые из них простёганы: Пётр сильно мёрз и старался одеваться потеплее. Халаты, как видно, в большинстве тоже стёганые.
Халаты - в восточном стиле, изготовлены из привозных тканей — китайских, западноевропейских, с Ближнего Востока — об этом говорит и форма рукава.
Обратите внимание на голубой шёлковый халат с рисунком из виноградных лоз. Вообще экскурсовод рассказала, что на рисунке ткани ещё изображены тушканчики, но я, как ни силилась, не смогла их найти. А теперь вернёмся к шёлковому камзолу, который я показывала выше, и посмотрим внимательно на рукав.
Рукав сшит из того же шёлка, из которого был сделан халат. Это было сделано из-за дороговизны основного материала камзола. Вы можете сравнить на фото, насколько эти две ткани отличаются.
Вернёмся к халатам :-)
Даже по домашней одежде видно, насколько прекрасный вкус был у её владельца.
На переднем плане - личный шахматный столик Петра I.
Дадим ещё раз слово реставраторам.
«Когда работаешь с именной вещью, очень по-разному ощущаешь себя: с вещами некоторых хозяев — очень тяжело, а с Петром Алексеевичем не так: он настолько «приятен в общении»! — делится Татьяна Грунина-Шкварок. — И конечно, когда мы видим вот эту «изнанку», история оживает. Потому что никакие учебники не дают полного представления. Посмотрите на это многообразие цветов и изысканный вкус!
А мне осталось показать последнюю группу экспонатов: полный комплект одежды, в котором Пётр в мае 1724 года короновал свою супругу. От чулок и исподнего до нежно-лазурного костюма, изготовленного берлинскими мастерами специально для этого мероприятия.
И даже сабля (прошу прощения за качество фото).
Отдельно вышит даже орден Андрея Первозванного, учреждённый императором. На обороте ордена вышито имя мастера, его изготовившего.
Ходят легенды, что якобы вышивку костюма Екатерина не доверила никому и выполнила её сама. Но это неправда. Хотя небольшая вышивка, сделанная её собственными руками, на костюме всё-таки присутствует. Это вот такое незатейливое и кривенькое изображение короны на подкладке. Две латинских R по обе стороны означают Rex и Regina, король и королева.
Эта вышивка сделана не как украшение, а как оберег.
После смерти Петра в 1725 году по приказу Екатерины была изготовлена его "восковая персона". Фигура была наряжена именно в этот коронационный костюм (см. изображение, висящее на стене). Скульптура некоторое время находилась в "Императорском кабинете" Кунсткамеры. Сейчас она находится в Эрмитаже.
Ходит легенда о том, что восковой император — живой. Время от времени он встаёт со своего трона и прогоняет пришедших к нему за неподобающее поведение.
На этом я свой рассказ о выставке и закончу. И очень рекомендую на неё сходить. Выставка будет работать до конца декабря 2023 года, экскурсии проводятся по субботам (в 11:30 и в 14:00) и воскресеньям (в 11:30).
© Pink_Mathilda, 2023 г.