Во время своего последнего визита в Саратов председатель Госдумы В. Володин обвинил саратовских чиновников в наглой лжи о чистоте Волги. По их сведениям вышло, что Волга с ее промышленными Энгельсом, Вольском и Балаковом практически не загрязняется. В итоге, Саратовская область получила наименьшее число средств, чем другие регионы – всего 94 млн. рублей. Для сравнения Самарская область получила 32 млрд рублей, Волгоградская область – 24 млрд, Нижегородская область – 18 млрд и республика Марий Эл – 1,9 млрд.
«Бумагу подали, хотели выглядеть как лучше, хотели отрапортовать. Вот найти того, кто подписал: министр он был или не министр. Это нанесение вреда экологии Волги, потому что фальшивые данные, недостоверные. За это уголовная ответственность. Все те, кто подписывал, пусть отвечают. Разве так можно?» – сказал Вячеслав Володин.
Наконец-то публично, на высоком уровне поднята тема нежелания чиновников честно озвучивать накопившиеся проблемы, показывать реальную картину происходящего.
В Пугачеве есть свой подобный печальный опыт. Сколько лет жители города бьют в колокола и пишут во все инстанции по поводу ужасающего качества питьевой воды?
На днях в редакцию звонила жительница Северо-Западного микрорайона г. Пугачева и рассказывала, что измерив водопроводную воду тестером, пришла в ужас. При норме в 100-300 единиц, тестер показал количество тяжелых частиц – 900!
В лабораториях заявляют, что воду исследуют по 72 показателям: органолептическим, микробиологическим, химическим, радиологическим. И вроде никакой самодеятельности нет: и кратность проведения отбора проб, и использование оптимальных доз реагентов для обеззараживания воды, и сами показатели соответствуют всем необходимым нормативам.
Только вот веры Роспотребнадзору нет. Это пугачевцы поняли несколько лет назад, когда резко разошлись результаты исследований качества воды в независимой и роспотребнадзоровской лабораториях. Независимая показывала превышение нормативов, у Роспотребнадзора все соответствовало допустимым пределам. Пугачевская власть в лице главы С. Сидорова пыталась тогда обвинять независимых экспертов в некомпетентности. До последнего твердили, что все хорошо!
Точку в споре поставил ответ заместителя руководителя Управления областного Роспотребнадзора С.В. Сергеевой на официальный запрос депутата Госдумы О.Н. Алимовой о качестве питьевой воды в Пугачеве: «Превышения гигиенических нормативов по содержанию марганца в реке Б. Иргиз у г. Пугачева регистрируются ежегодно с 2009 года в период паводка, летний период. В 2015 году по результатам лабораторных исследований концентрация марганца во всех пробах воды в месте водозабора превышает гигиенические нормативы в 1,5 – 3 раза. Пробы воды из разводящей сети в июне, июле, августе не соответствовали требованиям санитарных норм и правил (жесткость, железо, марганец)».
Никто не сбрасывает со счетов такой важный фактор загрязнения воды, как высокая степень изношенности водопроводных сетей. Особенно внутридомовых. Плохое санитарно-техническое состояние водопроводных систем значительно увеличивает вероятность вторичного микробного загрязнения и повышает риск заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями. Сегодня необходимы экстренные меры по реконструкции изношенных разводящих сетей. Это стоит денег, причем немалых.
Перед недавним приездом губернатора в Пугачевский район жители активизировались и «насыпали» в соцсетях жалоб на отвратительную воду. Да так, что глава региона не мог не отреагировать. Во время посещения района он провел планерку с представителями регионального и местного «Облводоресурса», министерства ЖКХ. Были приняты решения по промывке тупиковых веток сетей водоснабжения, замены двух километров водосетей. Минстрою и «Облводоресурсу» поручено разработать план мероприятий, которые позволят модернизировать очистные сооружения на водозаборе, чтобы в паводковый период они справлялись с возросшей нагрузкой.
Поможет ли это? Незначительно. Но все-таки, это лучше, чем ничего.
А теперь возвращаясь к главной теме повествования. Буквально на днях попалось на глаза интервью Народного артиста РФ Андрея Соколова, в котором он говорит, что проблемы, которые мы имеем сегодня, корнями уходят в 1990-е.
«Я вспоминаю 1990-е, это была беда. Но как-то очень быстро мы все забыли, все улетучилось из сознания. А ведь наши сегодняшние проблемы — они родом оттуда. Именно тогда, в 1990-е, к сожалению, началось разрушение страны, которое проводилось очень системно. У меня много было друзей среди людей в погонах и тех, кто служил в милиции. Они были в шоке от тех „военных реформ“, что начались сразу после перестройки. Это же был просто бред сивой кобылы. Тогда убирали всех тех, кто имел свое мнение, кто реально мог совершить поступок. Оставляли тех, кто удобен».
По мнению Соколова, реформы 1990-х губительно сказались на всех сферах народного хозяйства.
«К примеру, убрали лесников, узких специалистов, занимавшихся лесными хозяйствами, — говорит Соколов. — Посмотрите, сколько пожаров теперь. Сэкономили, да, уничтожив лесников как класс? Дешевле пожар тушить?!»
Вот они, все эти удобные и сформировали такую систему, когда отчет наверх важнее, чем жизни и здоровье людей, окружающая среда, будущее наших детей.
Если об этом, наконец, начали говорить с высоких трибун, есть надежда, что что-то изменится, сдвинется с мертвой точки, начнет работать так, как должно – на благо граждан, а не отдельно взятых личностей.
С. Ковальский