Актера массовых сцен, или как его называют запросто «АМС», можно охарактеризовать одной фразой «где-то я уже его видел». Его задача – создавать естественный фон, то самое художественное полотно, на котором разворачивается основное действо.
В качестве АМС я снялся за последние два года примерно в 20-ти фильмах и сериалах. С новинками российского кино знакомился фрагментарно, будучи занятым в одной или максимум в трех сценах. И все же, находясь внутри процесса, успел составить свое мнение о том, куда движется российское кино и как на него влияют последние события.
По ощущениям – российская фабрика кинопроизводства заметно увеличила обороты. Снимать стали больше и чаще, и в этом потоке по-прежнему преобладают полицейские истории. Изменилась подача. Теперь зло, с которым борются правоохранители, приобрело почти космические масштабы. В результате, привычная задача главных героев таких фильмов и сериалов – побеждать преступность, дарить бонусом зрителям ощущение безопасности, превращается почти в «миссия невыполнима». Особенно показателен в этом отношении фильм «Майор Гром».
Майор Гром – миссия невыполнима
Главный герой этого фильма ведет бескомпромиссную борьбу с Чумным Доктором, который «прореживает ряды людей», устраняя тех, кто избежал заслуженного наказания при помощи денег и связей. В современной России последних оказывается слишком много, образно выражаясь – каждый второй. А потому, практически все эпизоды, где нам актёрам массовых сцен пришлось сниматься, были буквально пропитаны страхом и тревогой.
Вот мы – играем посетителей кафе и видим в шоке как на экране телевизора идут мобилизационные приготовления и аресты подозреваемых. Затем, уже на улице во втором эпизоде оказываемся случайными свидетелями настоящего апокалипсиса – когда с неба начинают падать дроны прямо на припаркованные автомобили. Третья локация съемки – исторический центр города – где мы прохожие в ужасе разбегаемся от взрывающихся над нашей головой то ли снарядов, то ли всё тех же дронов.
И всюду появляется майор Гром – наш главный герой, но даже он уже не справляется с этой поднявшейся волной хаоса и преступности. И с каждым новым эпизодом растет уверенность, что хеппи-энда здесь не предвидится. Неубиваемого майора Грома устранят с помощью какого-нибудь супер оружия (или посадят свои же власти), а нас – простых обывателей будет ждать бесславная кончина в виде удара по голове пролетающим дроном или кирпичом.
За 10 дней до Майдана
Рушится привычный мир, который нужно спасать, но не получается и в новом кино проекте – «10 дней до весны». Он реконструирует события 2014 года в Украине. Главный герой все тот же представитель правопорядка, а служит он в Симферопольском «Беркуте».
Появление фильма такого содержания было всего лишь вопросом времени и понятно, что его сценарий утверждался на самом высоком уровне. Режиссером пригласили Кима Дружинина. Для тех, кто не знает - он снимал фильм «28 панфиловцев», это, пожалуй, лучшая рекомендация для участия в подобном проекте.
Место съемок – Санкт-Петербург, тихий район возле метро Автово со сталинскими домами. Здесь смелый режиссер и решил организовать импровизированный Майдан. Массовка изображала людей с плакатами и украинскими флагами, которые ходили по улицам, время от времени собираясь в группы и скандируя: «Кто не скачет, тот москаль!». По замкнутому участку дороги курсировали машины с приклеенными украинскими номерами. Среди них время от времени попадался на глаза роскошный автомобиль представительского класса с американским флагом. Ну, чтобы даже недоверчивому либералу стало понятно - откуда ветер дует и кто он закулисный режиссер Майдана на Украине.
Съёмка проходила непросто и, как довольно быстро выяснилось, привлекла повышенное внимание местных жителей. Сначала какая-то бдительная старушка позвонила в полицию и сообщила о творящемся в их районе «жёвто-блакитном беспределе». Приехала полиция, но разобравшись в ситуации, почтительно удалилась.
Затем появился мужчина средних лет и сильно «навеселе». Очевидно не понимая сути происходящего, он выкрикивал только одну фразу «Прекратите пида…сы!» и угрожающе махал кулаком.
Свой флэш-моб организовал и другой местный житель мужского пола: по пояс голый он вышел на балкон своего сталинского дома с красным флагом и стал им яростно размахивать.
Тревога местных жителей перекинулась на съемочную группу, после того, как кто-то из актёров обнаружил бесхозную сумку, лежащую на тротуаре. Как-то синхронно возникла мысль о взрывном устройстве, что к счастью не подтвердилось и съёмка закончилась благополучно.
В целом, если разбить на группы роли, которые мне и моим коллегам приходилось играть чаще всего, можно легко установить своего рода героя нашего времени, чей образ настойчиво продвигает российский кинематограф.
1. Представитель прокуратуры или Следственного Комитета (в основном в форме) - 20 процентов
2. Представитель уголовного розыска (в основном в штатском) – 20 процентов.
3. Военный или работник спецслужб (в форме и штатском) – 20 процентов.
4. Полицейский (в форме) – 40 процентов.
Что думают актёры массовых сцен по поводу такой избирательности российского кино? Если честно, как и у зрителей, накопилась некоторая усталость. Да, конечно, все эти герои мужественны, благородны и неподкупны (кино всё-таки). Но чувство тревоги от спасения ими нашего мира возрастает с каждым новым фильмом или сериалом. Хочется уже играть учёных, врачей, учителей, фермеров, на худой конец дворников и садоводов. И, наверное, это когда-нибудь будет. В другое время и в другой стране. Роман Николаев