Найти в Дзене

Шлем всему голова-разнообразие традиций: выставка в павильоне "Арсенал"

30 мая в павильоне «Арсенал» в Александровском парке открылась выставка «Шлем всему голова». Она посвящена одному из важнейших элементов защитного доспеха – шлему. Представленные на выставке артефакты демонстрируют разнообразие традиций создания шлемов в Европе, странах Востока и России.

Выставка «Шлем всему голова». Павильон «Арсенал»
Выставка «Шлем всему голова». Павильон «Арсенал»

Шлемы – часть коллекции оружия, которую собирали русские императоры Николай I и Александр II в стенах Царскосельского Арсенала. В 1885 году по воле императора Александра III эти предметы были переданы в Эрмитаж.

Шлем турнирный. Италия, Милан, мастерская Миссалья. Около 1500 г.Сталь; ковка. Высота 37 см.
Шлем турнирный. Италия, Милан, мастерская Миссалья. Около 1500 г.Сталь; ковка. Высота 37 см.

На выставке представлен итальянский турнирный шлем «жабья голова», немецкий парадный шлем, тюрбанный шлем Османской империи, индийский шлем 18 века.

Шлем парадный. Германия, Аугсбург (?), мастер Матиас Фрауенпрейс. Сталь, кожа; ковка, травление, гравировка, резьба, чеканка. Высота 32 см.
Шлем парадный. Германия, Аугсбург (?), мастер Матиас Фрауенпрейс. Сталь, кожа; ковка, травление, гравировка, резьба, чеканка. Высота 32 см.

Особенный интерес для нас представляет шишак, созданный в России в середине XVII века. Он представляет собой русское воспроизведение формы одного из типов турецких наголовий (шишаков), что было характерным для оружейной традиции Московского царства XVI-XVII столетий.

Шлем шишак. Россия, Москва, Оружейная палата. Середина XVII в. Сталь, ковка, золочение, таушировка золотом, резьба, чеканка, гравировка. Высота 17 см.
Шлем шишак. Россия, Москва, Оружейная палата. Середина XVII в. Сталь, ковка, золочение, таушировка золотом, резьба, чеканка, гравировка. Высота 17 см.

По нижнему краю тульи на узкой серебряной полосе чернью наведены буквы – Ш.К.М.М.Т.Р. Известный историк и собиратель древностей граф А.И. Мусин-Пушкин (1744-1817), подаривший этот шлем своему другу А.Н. Оленину, директору Императорской Публичной библиотеки и президенту Академии художеств, предложил следующее толкование букв – «Шишак князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского». Князь Темкин-Ростовский, бывший стольником царя Алексея Михайловича, в 1654 г. принял участие в войне с Речью Посполитой, а затем сопровождал царя в походе на Великое княжество Литовское.

Фронтиспис для первого издания поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
Фронтиспис для первого издания поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Вероятно, А.Н. Оленин ознакомил со шлемом художника О.Кипренского, работавшего над картиной «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (сегодня находится в собрании Государственного Русского музея: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_..) . Нащечник шлема, лежащего у ног князя Дмитрия, с точностью воспроизводит соответствующую деталь оригинала. Через несколько лет шлему князя Темкина-Ростовского выпала ещё одна почетная роль: он послужил моделью для И.А. Иванова (1780-1848), известного архитектора и графика, исполнившего по эскизу Оленина фронтиспис для первого издания поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». В нижней части гравированной виньеты была изображена голова великана, брата Черномора: она покрыта шлемом, в котором безошибочно опознается шишак князя Темкина-Ростовского.
Статья написана по материалам статьи научных сотрудников Государственного Эрмитажа Ю. Г. Ефимова и Вс. Н. Образцова.