В 70-е годы мы, студентки университета, часто крутили пластинки в общежитии, а проигрыватель брали обычно в пункте проката. Среди моих любимых групп были и "Весёлые ребята". Вот не знала, что участником той группы был мой земляк Игорь Гатауллин. Оказывается, из башкортостанцев первой звездой эстрады в масштабе страны стал именно Гатауллин.
"Кузнецы грома". Идеология. Министр культуры
Игорь родился в Уфе 2 июня 1951 года в семье председателя коопторга Гильмана Шаихмурзича Гатауллина, а дядя, Шаих Гатауллин, был министром сельского хозяйства и заготовок БАССР.
Про отца артиста в сетях я нашла только следующее "Гильман Шаихмурзич Гатауллин (14.12.1910 – год смерти неизвестен) родом из деревни Ишкарово Илишевского района БАССР. Участник войны, капитан (Реквизиты документа: ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 40. Ящик 13.)"
Имеется сайт рок-группы "Кузнецы грома", в которой играл и пел Игорь. Практически состояла из ребят одного двора. Участниками были Валерий Письменный, Игорь Гатауллин, Александр Альтерман, Сергей Шайкин, Николай Гаранин. Руководил группой Э. Эпштейн.
Группа была основана в 1967 году и быстро завоевала популярность. Записала несколько песен даже на республиканском радио. Про группу писала молодёжная газета "Ленинец".
Рок-группа стала уникальным явлением для своего времени и для провинциальной Уфы. Ребята пели не только современные советские песни, но и перепевали произведения западных групп и исполнителей. Уфимцы слушали в их исполнении треки Beatles и Shadows, а огромный рекламный транспарант как-то был вывешен на проспекте Октября, главной улице Уфы. Это было слишком смело, так как здесь обычно висели только лозунги с призывами партии.
Группу скоро запретили. Поводы были разные, но причина одна – не пришлась ко двору.
На сайте "Кузнецы грома" опубликовано обращение заместителя управляющего трестом "Башсантехмонтаж" к отцу Игоря Гильману Мурзиновичу по поводу жалоб жильцов дома №104 по улице Ленина от 5.11.1968:
"Тов. Гатауллину!
В трест поступили жалобы от жильцов дома по ул. Ленина 104 на нарушение правил общежития, предусмотренных Постановлением Уфимского Горисполкома, которые запрещают громкую игру на музыкальных инструментах и игру на них после 23-х часов.
В жалобах указывается, что Ваш сын, не считаясь с отдыхом жильцов, живущих в смежных квартирах, играет на пианино в любое время дня и ночи. На основании изложенного прошу прекратить нарушение вышеуказанных Постановления и правил и считаться с жильцами дома".
В тот же 1968 год, 19 июля, в республиканской газете "Советская Башкирия" была опубликована большая статья о выступлении "Поющих гитар" в Уфе. Автор статьи призвал "Кузнецов грома" брать пример у ленинградского ВИА и критиковал своих, назвав их популярность не вполне оправданным:
"Уже само название (гром – это не музыка!) вызывает протест. Их выступления характерны несбалансированным звучанием инструментов, раздражающим шумом, совершенно неоправданной громкостью. Наконец, самое главное – это репертуар: "Кузнецы" излишне увлекаются танцевальными ритмами, мало исполняют советской русской и национальной музыки. И работа ленинградских музыкантов служит наглядным примером того, как можно использовать возможности современной эстрады, делать программу по-настоящему интересной, не опускаясь до примитивного развлекательства и слепого копирования известных артистов".
В конце года большая группа чиновников во главе с министром культуры БАССР прибыла в филармонию Уфы и провела прослушивание, затем полный разгон группы. Сайт "Кузнецов грома" рассказывает, как это происходило. Неприятная ситуация. Но меня особенно покоробил уничижительный тон про министра культуры: "Сама министр была выдвиженкой из башкирской деревни… Кухарка, управляющая государством, вела допрос…" и т.д. Во-первых, можно быть выходцем из башкирской деревни и хорошо разбираться в искусстве, во-вторых, министр выполняла задание партии.
Раз министр культуры Клара Тухватуллина работала в системе, то и обязана была выполнять указания партии. Если надо обвинять кого-то, то обвинять надо государственно-партийную систему Советского Союза. Но так работала тогда идеология страны.
А идеология, как мы видим в нынешнее непростое время, имеет важное значение. Например, сегодня в комментариях под статьями об оставивших Россию медийных личностях пользователи только так обливают их помоями, забыты уже все их прежние заслуги, нет, они предатели, они преступники. Из сердца вон и с глаз долой! Комментаторы готовы порвать всех, кто за них заступается (всё же мне кажется, что большинство из них – это боты, призванные накачать население агрессивностью, посеять вражду). Это тоже идеология. Наша современная идеология. Какая-то жестокая, кривая, непродуманная (а, может, наоборот, специально такую насаждают).
Когда речь заходит про идеологию в СССР, то у нас принято говорить про её реализаторов как о врагах народа. Но такое отношение вбили в наши мозги поклонники западных ценностей. Нам же следует вспомнить, что СССР – это наша жизнь, наша история, и не нужно хаять свою страну в угоду и по образцу почитателей Запада.
К тому же Клара Тухватуллина родилась в Москве, а не в глуши, потому что её отец тогда учился в Финансовой академии СССР, потом был назначен заместителем управляющего Госбанком БАССР. Погиб на войне. Клара в Уфе окончила 3-ю школу, затем – историко-филологический факультет Харьковского пединститута, Высшую партшколу в Москве. Работала в Башкирском обкоме комсомола, была первым секретарём ОК ВЛКСМ. Благодаря ей был решён вопрос с установлением памятника башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву на коне, который высится ныне над Агиделью. Не будь они случайными попутчиками в самолёте, скульптор Сосланбек Тавасиев так и уехал бы домой в Москву ни с чем, не найдя в Уфе поддержки своей идее. А Тухватуллина только-только была назначена на пост министра и с энтузиазмом взялась за дело с памятником.
Да, Тухватуллина была выдающимся организатором. Её стараниями в Уфе построили институт искусств, здания Русского драмтеатра, училища искусств, театра кукол, музея Чапаевской дивизии и многое другое. Несомненно, талантливые люди получали поддержку и помощь министра. Но когда слово брала идеология, приходилось слушаться партию. Зная это, огульно хаять советских работников, советских людей просто неправильно.
Надо отметить и положительный момент в строгом отношении к выступавшим. Цензура браковала артистов не только по идеологическим соображениям, но и по уровню талантов и способностей, чем обеспечивалось высокое качество выступлений.
Улица Ленина, на которой родился и жил до отъезда в Ленинград Игорь Гатауллин, нынче считается самой элитной частью Уфы. Кстати, на этой же улице жил и Юрий Шевчук, здесь началась история группы "ДДТ". КГБ и комсомол запрещали и его, организовали травлю в республиканской прессе.
Из творческой биографии Гатауллина
По семейной традиции, мама Игоря часто двум сыновьям и мужу дарила лотерейные билеты. Однажды на билет, подписанный именем шестилетнего Игоря, выпал крупный выигрыш - пианино. Игорь занимался также в хоре мальчиков. Ходил на фигурное катание, стал кандидатом в мастера спорта. Ещё не знал, что перетянет: спорт или музыка? Но в 1965 году услышал "Битлз". С этого момента для него осталась только музыка. Учился в музыкальных училищах в Уфе, Москве, Ленинграде. Армейскую службу отслужил в Ансамбле песни и пляски СА. После армии гастролировал с группой "Движение". Затем работал худруком в уфимском ДК "Авангард".
С 1973 года был гитаристом и вокалистом ленинградских групп "Садко", "Невский", "Веселые голоса". С 1976 по 1988 гг. работал в ВИА "Весёлые ребята", созданном Павлом Слободкиным. Затем руководил группой "Репортаж", выступал с ней.
В 1991 году Гатауллина пригласили в Швецию. Он работал в студии, записывал песни. Но на родине и менталитет привычней, и трава зеленее, и солнце ярче.
В 1995 году вернулся в Уфу и был заместителем директора в Оперном театре, музыкальным руководителем в Русском драмтеатре, кстати, построенном Кларой Тухватуллиной.
В 2002 году в Москве создал группу «VR13».
Игорь Гильманович скончался 30 ноября 2020 года в США от злокачественного заболевания дыхательных путей.
Пишут, что курил много. Операция не помогла. Проживал он там с женой Татьяной в городе Тампа, штат Флорида. Было ему 69 лет.