В конце статьи можете скачать 3 шаблона, которые можно применить и маркетологам, и дизайнерам, и тем, кто вяжет варежки.
Около 150 лет назад в нашей стране были времена, когда два бородатых мужика скрепляли рукопожатием договорные обязательства на словах. В принципе, самозанятость нас возвращает в те времена. Сейчас достаточно договориться с физ. лицом или юр. лицом на словах о необходимой работе, получить оплату за неё и выслать чек заказчику. Но не всё так просто.
Организации с очень ответственными бухгалтерами часто всё усложняют и просят заключить с ними договор. Самозанятым я стал в 2019 году и за всё это время только однажды не оформлял договор на создание контекстной рекламы.
Возможно, в той компании не было бухгалтера? :)
Каждый бухгалтер боится работать с лицом со статусом самозанятого как огня. А самозанятые боятся схемы, которые придумываются сотрудниками бухгалтерии для работы с ними. В общем, любовь взаимна.
Далее я хотел бы в вкратце рассмотреть схемы, которыми руководствуются милые дамы из бух. отдела, в порывах обезопасить свою родную компанию и себя.
1. Обычный договор, заключённый на год. Это самый распространённый и лучший вариант из всех возможных. Действует он целый год, а также он может автоматически пролагаться, если есть такой пункт в договоре. Если максимально повезёт, то бухгалтера сами будут подписывать акты и только просить выслать чеки.
2. Обычный договор, заключённый на месяц. Это самый проблемный вариант. Почти как первый только почти наверняка вам придётся привозить новый договор заказчику каждый месяц. А это скорее всего будет для вас пустая трата времени.
3. Договор с открытой суммой. Каждый месяц Вы высылаете список проделанной работы (в шт. или часах) и стоимость за неё. А бухгалтер её заносит в какой-то «табель» и в акты. Схема такая придумана, чтобы каждый месяц оплачивать разную сумму и тем самым внушить государству, что раз суммы разные, то это точно не наш штатный сотрудник. При этом, разумеется, договариваешься с бухгалтером о средней сумме, которая выйдет за год. Схема мне не нравилась до тех пор, пока не ушла бухгалтер, а последняя её выплата была выше средней на 6 тысяч. И с тех пор новый бухгалтер стал ежемесячно присылать мне на 6 тысяч больше договорённостей :)
4. Никакого договора, но ты выставляешь счёт-оферту. Это максимально удобная схема для заказчика. Во всяком случае так пишут продвинутые пользователи 1С: бух. учёт. Но без взаимного доверия не рекомендовал бы по ней работать.
Обещанные шаблоны: обычный договор, договор с открытой суммой и счёт-оферты можно скачать тут.
Совет 1: если вы заказчик, то выберите шаблон «Договор с открытой суммой» т.к. его текст максимально жёсткий для исполнителя.
Совет 2: если вы исполнитель, то скачайте шаблон «Договор на месяц» т.к. его содержание и требования более мягкие, расплывчатые к маркетологу и удалите пункт про то, что договор действует 1 месяц.
А вы по какому договору предпочитает работать?