По сведениям Всемирного банка, в 2022 году мигранты отправили домой почти 800 миллиардов долларов. Около 80% этих денежных переводов пересылали в страны с невысоким и средним уровнем доходов народонаселения: Индия получила 100 миллиардов долларов, Мексика получила 60 миллиардов долларов.
Денежные переводы были крупнейшим источником притока капитала в страны с низким и средним уровнем дохода в 2022 году, превысив прямые иностранные инвестиции и помощь. И их значение растет: ожидается, что в 2023 году глобальные денежные переводы увеличатся до 815 миллиардов долларов, а менее скептически настроенные экономисты прогнозируют даже 850 или 870 миллиардов.
Могут ли эти деньги способствовать росту в странах-получателях переводов?
По идее, должны: во многих местах наличные деньги, полученные из-за рубежа, составляют весьма значимую или даже большую долю ВВП. Например, в 2022 году островное государство Тонга получило денежные переводы на сумму 50% своего ВВП.
Крупные вливания денег могут стимулировать потребление, позволяя домохозяйствам тратить больше на такие вещи, как продукты питания, образование и транспорт; все это может способствовать росту. Они также могут стимулировать инвестиции.
В бедных странах с большим неформальным сектором и ограниченным доступом к кредитам денежные переводы могут также обеспечить стартовый капитал, необходимый для стимулирования предпринимательства.
Но денежные переводы могут иметь и негативные последствия. Одним из них является риск развития так называемой «голландской болезни». Концепция, придуманная The Economist в 1977 году, описывала, как приток иностранной валюты в Нидерланды после открытия месторождений природного газа привел к повышению стоимости местной валюты, что сделало экспорт менее конкурентоспособным и нанесло ущерб рынкам. Денежные переводы могут иметь аналогичный эффект.
Поэтому оценить общее влияние денежных переводов на экономический рост сложно. Но согласно анализу 95 исследований, опубликованных в журнале World Development в 2020 году, в целом они оказывают небольшое, но положительное влияние на рост.
Этот вывод, однако, маскирует значительные различия. Согласно исследованию, опубликованному в другом журнале — Economic Modeling — в 2022 году увеличение денежных переводов на 1% увеличило реальный ВВП на 0,6% в Доминиканской Республике, но привело к его сокращению на 0,5% в Боснии и Герцеговине.
Беднее, но богаче. Или наоборот?
При том, что влияние денежных переводов на экономику неоднозначно, влияние их на бедность более чем очевидно: денежные переводы позволяют получателям тратить больше на продукты питания или образование детей.
Еще одним важным преимуществом является возможность накапливать сбережения на чёрный день. Например, во время пандемии COVID-19 денежные переводы обеспечили дополнительные средства, которые помогли смягчить последствия замедления, вызванного локаутом, в нескольких десятках развивающихся стран. А несколько исследований показали, что увеличение денежных переводов связано с сокращением бедности.
Эти эффекты можно сделать еще более мощными, выраженными и наглядными.
Во-первых, объем электронных и банковских переводов в бедные страны может увеличиться, если страны примут больше мигрантов (хотя, похоже, немногие богатые страны стремятся ослабить иммиграционные правила). А реформы могли бы помочь получателям денежных переводов сохранить больше денег, которые присылают их родственники.
По данным Всемирного банка, в 2022 году в среднем стоимость пересылки 200$ в страны с небольшим и низким уровнем дохода составляла 12$, или 6%. Для транзакций в страны Африки южнее Сахары эта цифра составляет уже 8%.
Развитие платежных технологий должно снизить затраты. M-pesa, кенийская платформа мобильных платежей, обеспечивающая недорогие переводы, дала импульс и породила подражателей по всему миру. В Индии схожие амбиции относительно унифицированного платёжного интерфейса — национальной платёжной платформы.
С 31 марта индийские мигранты в Сингапуре имеют возможность отправлять деньги домой с помощью UPI с минимальными, можно сказать, чисто символическими издержками и комиссиями. На подходе десятки схожих функционально проектов.
Если хотя бы часть из них увенчается успехом, ставки на переводы приблизятся к установленному Организацией Объединённых наций целевому показателю в 3%. К слову, если бы это произошло в 2022 году, получатели денежных переводов в совокупности стали бы богаче на 24 миллиарда долларов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Кто такой шериф в США и почему он совсем не относится к полиции
✅ Минобр изменит систему высшего образования в России уже к 2024-му году: к чему готовиться?
✅ Давали ли развод супругам в царской дореволюционной России?