В Хабаровском крае с 2022 года полным ходом идёт строительство Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского месторождения угля в Якутии. Её строят с двух сторон, уже построено 112 км путей, 85 из них построены от месторождения Эльгинское (Якутия), а от мыса Манорский (Хабаровский край) — 27 км (март 2023 года). 15 ноября 2022 года на новое железнодорожное полотно со стороны мыса Манорский установлен первый тепловоз.
Дорогу строит компания «ЭльгаУголь» для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии. Магистраль пойдет через Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края к Охотскому морю. Протяжённость железной дороги от станции Эльга до мыса Манорский составляет 531 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км.
Строительство ведётся силами собственной строительной компании «Эльга-Строй» и 4-х подрядчиков: «Рудтех», «Современные горные технологии», «СибГТК» и «Техвеб».
Тихоокеанская железная дорога имеет одну колею со стандартной в России шириной - 1520 мм. Предполагаемый суточный трафик — 18 пар грузовых поездов. Проект предполагает устройство одной промежуточной станции и 18-ти разъездов. К моменту завершения строительства дороги предполагается приобретение подвижного состава — 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов. После введения в действие Тихоокеанской железной дороги на ней будет занято 1,5 тыс. человек.
На мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края, в 30 км севернее районного центра Чумикан, «ЭльгаУголь» начала строительство нового современного угольного порта "Эльга".
Из-за экстремальных условий навигации в посёлке Чумикан (забитость этого места залива плавающим льдом в течение 10, а то и 12 месяцев в году, мелководье и очень высокие приливы и отливы, при которых кромка воды на мелководье отступает далеко в море) конечный пункт проекта железной дороги был перенесён на 30 км севернее - на мыс Манорский, где имеются бо́льшие глубины и чуть более лучшие условия навигации. Это привело и к изменению протяжённости проектируемой железной дороги с 492 км до 531 км.
Строительство дороги и порта обойдется в 146,6 млрд руб. Для финансирования проекта получен кредит в «Газпромбанке». На первичном этапе банком предоставлен бридж-кредит на 40 млрд рублей. В мае 2023 года на стройке работали 3 тыс. человек.
Первый состав по Тихоокеанской железной дороге планируют отправить уже в 2024 году.
В 2020 году компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна купила контрольный пакет 68, 9% акций ОАО «Эльгауголь» (компании участвующие в разработке месторождения) у компании «Мечел» и «Газпромбанка».
Эльгинское месторождение, - крупнейшее на территории России месторождение коксующегося угля (запасы оцениваются в 2,2 млрд т).
По оценкам, запасов угля хватит на 100 лет разработки месторождения. Доля коксующегося угля больше 75% по стандартам JORC и 97% по классификации РФ (марки Ж, ГЖ, ГЖО). Коксующиеся угли марок Ж и ГЖ используются в основном в металлургии. Газовый жирный отощенный уголь (ГЖО) – универсальная марка, успешно используется как в энергетике, так и в металлургии..
Оно расположено на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали.
Компания «Мечел» начала разработку Эльгинского месторождения угля в 2011 году. В 2012 году она построила железную дорогу от станции Улак на БАМе до станции Эльга - 315 км.
За 2018 год добыча угля составила 4,9 млн тонн, это на 17% больше, чем в 2017 году. В 2019 году произошло сокращение на 12%, до 4,3 млн т.
В 2020 году новый собственник, компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна, увеличил добычу на 63% до 7 млн тонн.
В 2021 году «ЭльгаУголь» увеличила объемы добычи в 2 раза — до 14,7 млн т угля, в 2022 году - до 20 млн т.
За счёт модернизации и использования нового подвижного состава «ЭльгаУголь» в 2022 году увеличила пропускную способность железной дороги Улак - Эльга до 30 млн. тонн.
На 2023 год планируется добыть 26 млн т, и отгрузить потребителям 20 млн. т угольной продукции (концентрат коксующихся углей марок «Ж» и «ГЖ» с зольностью - 10% и рядовой коксующийся уголь с зольностью - 16%).
Ранее компания заявляла о планах увеличить добычу угля до 45 млн. т уже в 2023 году. Корректировка планов связана с пропускной способностью БАМа и Транссиба, а также ограниченными возможностями отгрузки угля на экспорт портов Дальнего Востока.
Около 90% угля, добываемого на Эльгинском месторождении, идёт на экспорт, а основными потребителями являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань) и Индия.
Однако главной проблемой является нехватка пропускной способности железных дорог для вывоза угля. В июне 2022 года министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко говорил, что при возможности добыть 50 млн тонн якутского угля в год, провезти можно только 36–38 млн тонн.
Строительство Тихоокеанской железной дороги жизненно важно для проекта Эльгинские угли. БАМ и Транссиб перегружены - «ЭльгаУголь» может отгрузить зарубежным покупателям 32 млн тонн угля, но может отправить в 2023 году на экспорт только 26 млн. тонн.
Ввод в строй Тихоокеанской железной дороги и порта не только разгрузит БАМ и Транссиб, но даст новый импульс развитию добывающей промышленности Якутии и Хабаровского края. Освободятся мощности на БАМе и Транссибе, а это плюс еще 15 млн. т пропускной способности.
Реализация проекта позволит вдвое сократить маршрут транспортировки угля с Эльгинского месторождения в Якутии в Хабаровский край.
Строительство железной дороги с крупным морским портом отвечает планам властей по развитию региона – особенно его северных территорий.
Как отметил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв, в постсоветские годы на севере края не только новые посёлки не строились – в существующих население катастрофически сокращалась.
Этому есть причина: в СССР в тайге настроили стационарных поселений при добывающих предприятиях и леспромхозах. В постсоветское время многие из этих предприятий стали нерентабельными и закрылись, а люди остались – без работы, в глухой тайге, без дорог.
«Новая железная дорога и порт дадут нам 3,5 тысячи новых современных рабочих мест. Казна получит порядка 2,5 млрд налогов. Это при том, что наш край всего в год сейчас собирает порядка 90 млрд», – отметил глава региона.
https://vostok.today/42092-dolgo-ne-zaprjagali-tihookeanskaja-zheleznaja-doroga-stroitsja-v-habarovskom-krae.html
Изначально угольный порт предприниматели планировали построить в Ванинском или Советско-Гаванском районах. Но краевые власти отклонили предложение – в Ванино уже очень много портовых мощностей. Которые развиваются и растут. А вот для слаборазвитого и малонаселенного Севера – проект как раз то, что нужно.
В ходе визита в Тугуро-Чумиканский район губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв пообещал северянам развитие инфраструктуры: большие стройки этого требуют. Впрочем, кое-что сделано уже – в Чумикане появился новый аэровокзальный комплекс.
На мысе Манорский, северо-западном берегу Удской губы Охотского моря в Хабаровском крае, строят порт «Эльга».
Документация «Программа работ для выполнения инженерно-геологических изысканий на акватории по объекту: «Угольный морской терминал «Порт Эльга» в районе мыса Манорский» соответствует требованиям в области охраны окружающей среды и допустима к реализации.
К такому выводу пришла экспертная комиссия государственной экологической экспертизы Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в сентябре 2022 года.
https://elsi-group.ru/media/news/port-elga-uspeshno-proshel-ekologicheskuyu-ekspertizu
Мощность морского перегрузочного комплекса составит 30 млн. тонн в год, в порту 5 причалов, смогут одновременно загружать 4 океанских судна – балкера водоизмещением до 85 тыс. тонн.
Планируется построить железнодорожную станцию с 8-ю путями и 5 км конвейерной линии для транспортировки угля в порт, а также склада для хранения угля в портовой зоне. Площадь порта - 44,5 га, ёмкость угольных складов - 344 тыс. тонн.
Планируется - «Порт Эльга» примет первый балкер в 2024 году. Порт будет вводится поэтапно – очередями. На пером этапе - тестовом, в 2025 году, перевалка составит 5 млн тонн, затем 12 млн, потом терминал будет выведен на полную мощность в 30 млн тонн.
Навигация в акватории Удской губы Охотского моря в районе мыса Манорский без ледокольного сопровождения начинается только в конце июня — начале июля и продолжается два-три месяца. Вся юго-западная часть Охотского моря не менее 4 месяцев в году покрыта тяжелым однолетним льдом сплоченностью от 7 до 9 баллов, кромка льда зачастую находится в нескольких сотнях миль от мыса Манорский. Для работы в таких условиях необходимо не только ледокольное обеспечение, но и балкеры, имеющие ледовый класс Arc4.
Представители Дальневосто́чной желе́зной доро́ги (ДВЖД) рассматривали вариант строительства новой железной дороги от Эльгинского месторождения к порту Аян, там навигация начинается в апреле -мае, что удлиняло протяжённость дороги на дополнительные 150 км. Но там очень сильные приливы-отливы (до 8 метров).
По заказу порта "Эльга" на Хабаровском судостроительном заводе планируется изготовить два морских буксира-ледокола проекта «00440» класса Arc4, стоимостью по 1 млрд рублей каждый. После запуска порта предполагается заказать ещё два аналогичных судна. Они предназначены для выполнения буксировочных и кантовочных операций, буксировки судов, барж и других плавучих средств в порту и прибрежных районах, а также перевозки людей и грузов на рейд при плавании в арктических морях.
Сейчас на рынке существует серьёзный дефицит балкеров ледового класса Arc4 для вывоза угля. В качестве временного решения «ЭльгаУголь» может в зимний период накапливать на терминале партии угля, а затем , с улучшением ледовой обстановки, отгружать на морские суда.
В порту, согласно проекту, будут применяться самые современные технологии пылеподавления. Порт будет отвечать самым строгим экологическим требованиям.
Строительство порта «Эльга» даст Хабаровскому края дополнительно порядка 2 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест. Столько специалистов будут трудиться только в порту.
Практика показывает, что на одно рабочее место, созданное на современном морском терминале, на прилегающей территории возникает 8 новых. Оживает торговля, услуги, здравоохранение, образование и прочие сферы экономики. 2 тыс. специалистов – это больше, чем сейчас проживает людей в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края.
Власти региона времени зря не теряют. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в высших и средних специальных учебных заведениях уже ведётся подготовка специалистов для будущего портового и железнодорожного комплекса.
Вместе в портом в Тугуро-Чумиканском районе будет возведён и современных жилой поселок на 2,5 тысячи человек. Он будет с красивыми жилыми домами и теплицами. Предполагается строительство железнодорожного депо и ТЭЦ.
В сообщениях о строительстве порта "Эльга" не указано планируется ли строительство причалов для обслуживания посёлка - грузового и пассажирского. Кроме как по морю добраться сюда будет нельзя. Тихоокеанская железная дорога строится только для перевозки угля. Ближайший порт и аэропорт в 30 км в районом центре Чумикан, но автомобильной дороги к нему нет.
Единственная транспортная компания, которая на сегодня осуществляет доставку грузов в порт "Эльга" - это "Эльга транс-порт".
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв сообщил президенту России на встрече в мае 2023 года, что прокладка уникальной Тихоокеанской железной дороги даст возможность получить доступ к богатейшим залежам полезных ископаемых. Образцы он привез с собой, чтобы показать Владимиру Путину. Наименования ископаемых не назывались – их обсуждали в закрытой части встречи.
«Требуется решение президента, чтобы понять, что с этими месторождениями делать, в какую сторону идти», - сказал глава региона.
https://dzen.ru/a/ZGdyhis-STSGY4Ch?share_to=link
Всё на экспорт. Частный бизнес должен получить прибыль от вложенных средств.
Тихоокеанскую железную дорогу и порт "Эльга" строят для экспорта угля Эльгинского месторождения. Новая железная дорога будет связана с БАМом другой частной железной дорогой Улак - Эльга.
Можно строить планы дальнейшего развития севера Хабаровского края, но какие грузы перевозить по Тихоокеанской железной дороге будет определять частный инвестор.
Что будет строить Альберт Авдолян - дорогу к посёлку Чумикан или аэропорт в районе порта "Эльга"? Компания «ЭльгаУголь» в 2023 году запустит аэропорт недалеко от Эльгинского угольного комплекса в Якутии, объём инвестиций составит 6 млрд руб. Планируется закупить самолёты и создать собственную авиакомпанию.
Грандиозные планы губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярёва можно реализовать только, если наступит глобальное потепление, и Охотское море не будет покрываться льдом в холодное время года. Только в этом случае мощность порта "Эльга" можно довести до 30 млн. тонн. Охотское море называют - "мешок со льдом". Вряд ли Альберт Авдолян будет тратить деньги на покупку или аренду ледоколов для сопровождения судов, и заказывать балкеры для перевозки угля ледового класса Arc4.
Порт "Эльга" и Тихоокеанскую железную дорогу будут использовать только в период навигации с июня до сентября. Буксиры-ледоколы не решат проблему обеспечения круглогодичной навигации. Порт и железную дорогу будут эксплуатировать вахтовым методом.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.
Пишите свои комментарии к моей статье.