Найти в Дзене
География для всех

Новая частная железная дорога и частный порт на берегу Охотского моря.

В Хабаровском крае с 2022 года полным ходом идёт строительство Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского месторождения угля в Якутии. Её строят с двух сторон, уже построено 112 км путей, 85 из них построены от месторождения Эльгинское (Якутия), а от мыса Манорский (Хабаровский край) — 27 км (март 2023 года). 15 ноября 2022 года на новое железнодорожное полотно со стороны мыса Манорский установлен первый тепловоз.

Тихоокеанская железная дорога.
Тихоокеанская железная дорога.

Дорогу строит компания «ЭльгаУголь» для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии. Магистраль пойдет через Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края к Охотскому морю. Протяжённость железной дороги от станции Эльга до мыса Манорский составляет 531 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км.

Строительство ведётся силами собственной строительной компании «Эльга-Строй» и 4-х подрядчиков: «Рудтех», «Современные горные технологии», «СибГТК» и «Техвеб».

Строительство Тихоокеанской железной дороги. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте, 25 апреля 2023 год.
Строительство Тихоокеанской железной дороги. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте, 25 апреля 2023 год.

Тихоокеанская железная дорога имеет одну колею со стандартной в России шириной - 1520 мм. Предполагаемый суточный трафик — 18 пар грузовых поездов. Проект предполагает устройство одной промежуточной станции и 18-ти разъездов. К моменту завершения строительства дороги предполагается приобретение подвижного состава — 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов. После введения в действие Тихоокеанской железной дороги на ней будет занято 1,5 тыс. человек.

На мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края, в 30 км севернее районного центра Чумикан, «ЭльгаУголь» начала строительство нового современного угольного порта "Эльга".

Строительство порта "Эльга" на мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края. https://flagman-news.ru/news/9479.jpg
Строительство порта "Эльга" на мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края. https://flagman-news.ru/news/9479.jpg

Из-за экстремальных условий навигации в посёлке Чумикан (забитость этого места залива плавающим льдом в течение 10, а то и 12 месяцев в году, мелководье и очень высокие приливы и отливы, при которых кромка воды на мелководье отступает далеко в море) конечный пункт проекта железной дороги был перенесён на 30 км севернее - на мыс Манорский, где имеются бо́льшие глубины и чуть более лучшие условия навигации. Это привело и к изменению протяжённости проектируемой железной дороги с 492 км до 531 км.

Строительство дороги и порта обойдется в 146,6 млрд руб. Для финансирования проекта получен кредит в «Газпромбанке». На первичном этапе банком предоставлен бридж-кредит на 40 млрд рублей. В мае 2023 года на стройке работали 3 тыс. человек.

Первый состав по Тихоокеанской железной дороге планируют отправить уже в 2024 году.

Строительство Тихоокеанской железной дороги. © Телеграм канал «Пулемет Дегтярева» / t.me/Degtyarev_Info (Строительство железной дороги, ноябрь 2022 г.)
Строительство Тихоокеанской железной дороги. © Телеграм канал «Пулемет Дегтярева» / t.me/Degtyarev_Info (Строительство железной дороги, ноябрь 2022 г.)

В 2020 году компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна купила контрольный пакет 68, 9% акций ОАО «Эльгауголь» (компании участвующие в разработке месторождения) у компании «Мечел» и «Газпромбанка».

Эльгинское месторождение, - крупнейшее на территории России месторождение коксующегося угля (запасы оцениваются в 2,2 млрд т).

По оценкам, запасов угля хватит на 100 лет разработки месторождения. Доля коксующегося угля больше 75% по стандартам JORC и 97% по классификации РФ (марки Ж, ГЖ, ГЖО). Коксующиеся угли марок Ж и ГЖ используются в основном в металлургии. Газовый жирный отощенный уголь (ГЖО) – универсальная марка, успешно используется как в энергетике, так и в металлургии..

Оно расположено на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали.

Компания «Мечел» начала разработку Эльгинского месторождения угля в 2011 году. В 2012 году она построила железную дорогу от станции Улак на БАМе до станции Эльга - 315 км.

Железная дорога Улак - Эльга. https://nerulife.ru/wp-content/uploads/2022/12/qohplkg4utoz.jpg
Железная дорога Улак - Эльга. https://nerulife.ru/wp-content/uploads/2022/12/qohplkg4utoz.jpg

За 2018 год добыча угля составила 4,9 млн тонн, это на 17% больше, чем в 2017 году. В 2019 году произошло сокращение на 12%, до 4,3 млн т.

В 2020 году новый собственник, компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна, увеличил добычу на 63% до 7 млн тонн.

В 2021 году «ЭльгаУголь» увеличила объемы добычи в 2 раза — до 14,7 млн т угля, в 2022 году - до 20 млн т.

За счёт модернизации и использования нового подвижного состава «ЭльгаУголь» в 2022 году увеличила пропускную способность железной дороги Улак - Эльга до 30 млн. тонн.

На 2023 год планируется добыть 26 млн т, и отгрузить потребителям 20 млн. т угольной продукции (концентрат коксующихся углей марок «Ж» и «ГЖ» с зольностью - 10% и рядовой коксующийся уголь с зольностью - 16%).

Ранее компания заявляла о планах увеличить добычу угля до 45 млн. т уже в 2023 году. Корректировка планов связана с пропускной способностью БАМа и Транссиба, а также ограниченными возможностями отгрузки угля на экспорт портов Дальнего Востока.

Добыча угля на Эльгинском месторождении., январь 2023 год. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/photo_2023_03_07_12_01_07_c1f7d143dc.jpeg
Добыча угля на Эльгинском месторождении., январь 2023 год. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/photo_2023_03_07_12_01_07_c1f7d143dc.jpeg

Около 90% угля, добываемого на Эльгинском месторождении, идёт на экспорт, а основными потребителями являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань) и Индия.

Однако главной проблемой является нехватка пропускной способности железных дорог для вывоза угля. В июне 2022 года министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко говорил, что при возможности добыть 50 млн тонн якутского угля в год, провезти можно только 36–38 млн тонн.

Строительство Тихоокеанской железной дороги. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте 25 апреля 2023 года.
Строительство Тихоокеанской железной дороги. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте 25 апреля 2023 года.

Строительство Тихоокеанской железной дороги жизненно важно для проекта Эльгинские угли. БАМ и Транссиб перегружены - «ЭльгаУголь» может отгрузить зарубежным покупателям 32 млн тонн угля, но может отправить в 2023 году на экспорт только 26 млн. тонн.

Ввод в строй Тихоокеанской железной дороги и порта не только разгрузит БАМ и Транссиб, но даст новый импульс развитию добывающей промышленности Якутии и Хабаровского края. Освободятся мощности на БАМе и Транссибе, а это плюс еще 15 млн. т пропускной способности.

Реализация проекта позволит вдвое сократить маршрут транспортировки угля с Эльгинского месторождения в Якутии в Хабаровский край.

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв инспектирует строительство Тихоокеанской железной дороги, июль 2022 года. https://vostok.today/uploads/posts/2022-07/medium/1658998399_chum1.jpg
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв инспектирует строительство Тихоокеанской железной дороги, июль 2022 года. https://vostok.today/uploads/posts/2022-07/medium/1658998399_chum1.jpg

Строительство железной дороги с крупным морским портом отвечает планам властей по развитию региона – особенно его северных территорий.

Как отметил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв, в постсоветские годы на севере края не только новые посёлки не строились – в существующих население катастрофически сокращалась.
Этому есть причина: в СССР в тайге настроили стационарных поселений при добывающих предприятиях и леспромхозах. В постсоветское время многие из этих предприятий стали нерентабельными и закрылись, а люди остались – без работы, в глухой тайге, без дорог.
«Новая железная дорога и порт дадут нам 3,5 тысячи новых современных рабочих мест. Казна получит порядка 2,5 млрд налогов. Это при том, что наш край всего в год сейчас собирает порядка 90 млрд», – отметил глава региона.
https://vostok.today/42092-dolgo-ne-zaprjagali-tihookeanskaja-zheleznaja-doroga-stroitsja-v-habarovskom-krae.html
Порт Ванино. Фото из Википедии.
Порт Ванино. Фото из Википедии.

Изначально угольный порт предприниматели планировали построить в Ванинском или Советско-Гаванском районах. Но краевые власти отклонили предложение – в Ванино уже очень много портовых мощностей. Которые развиваются и растут. А вот для слаборазвитого и малонаселенного Севера – проект как раз то, что нужно.

В ходе визита в Тугуро-Чумиканский район губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв пообещал северянам развитие инфраструктуры: большие стройки этого требуют. Впрочем, кое-что сделано уже – в Чумикане появился новый аэровокзальный комплекс.

 Новый аэровокзальный комплекс в посёлке Чумикан, открыт в декабре 2021 года. https://www.todaykhv.ru/upload/resized/aa8/aa81e43ef5bf01152bf84e246b78248b.jpg
Новый аэровокзальный комплекс в посёлке Чумикан, открыт в декабре 2021 года. https://www.todaykhv.ru/upload/resized/aa8/aa81e43ef5bf01152bf84e246b78248b.jpg

На мысе Манорский, северо-западном берегу Удской губы Охотского моря в Хабаровском крае, строят порт «Эльга».

Документация «Программа работ для выполнения инженерно-геологических изысканий на акватории по объекту: «Угольный морской терминал «Порт Эльга» в районе мыса Манорский» соответствует требованиям в области охраны окружающей среды и допустима к реализации.
К такому выводу пришла экспертная комиссия государственной экологической экспертизы Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в сентябре 2022 года.
https://elsi-group.ru/media/news/port-elga-uspeshno-proshel-ekologicheskuyu-ekspertizu
В сентябре 2022 года Альберт Авдолян объединил свои угольные активы. Образована новая компания «ЭЛСИ», в которую вошли ООО УК «ЭльгаУголь» и УК «Сибантрацит». https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/Dizajn_bez_nazvaniya_kopiya_kopiya_eb355150fb.png
В сентябре 2022 года Альберт Авдолян объединил свои угольные активы. Образована новая компания «ЭЛСИ», в которую вошли ООО УК «ЭльгаУголь» и УК «Сибантрацит». https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/Dizajn_bez_nazvaniya_kopiya_kopiya_eb355150fb.png

Мощность морского перегрузочного комплекса составит 30 млн. тонн в год, в порту 5 причалов, смогут одновременно загружать 4 океанских судна – балкера водоизмещением до 85 тыс. тонн.

Планируется построить железнодорожную станцию с 8-ю путями и 5 км конвейерной линии для транспортировки угля в порт, а также склада для хранения угля в портовой зоне. Площадь порта - 44,5 га, ёмкость угольных складов - 344 тыс. тонн.

Планируется - «Порт Эльга» примет первый балкер в 2024 году. Порт будет вводится поэтапно – очередями. На пером этапе - тестовом, в 2025 году, перевалка составит 5 млн тонн, затем 12 млн, потом терминал будет выведен на полную мощность в 30 млн тонн.

Строительство порта "Эльга" на мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края. https://transsibinfo.com
Строительство порта "Эльга" на мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края. https://transsibinfo.com

Навигация в акватории Удской губы Охотского моря в районе мыса Манорский без ледокольного сопровождения начинается только в конце июня — начале июля и продолжается два-три месяца. Вся юго-западная часть Охотского моря не менее 4 месяцев в году покрыта тяжелым однолетним льдом сплоченностью от 7 до 9 баллов, кромка льда зачастую находится в нескольких сотнях миль от мыса Манорский. Для работы в таких условиях необходимо не только ледокольное обеспечение, но и балкеры, имеющие ледовый класс Arc4.

Представители Дальневосто́чной желе́зной доро́ги (ДВЖД) рассматривали вариант строительства новой железной дороги от Эльгинского месторождения к порту Аян, там навигация начинается в апреле -мае, что удлиняло протяжённость дороги на дополнительные 150 км. Но там очень сильные приливы-отливы (до 8 метров).

Морской буксир-ледокол проекта «00440», класса Arc4 для работы в арктических морях. https://www.aoosk.ru/upload/iblock/a5c/usc_060920181.jpg
Морской буксир-ледокол проекта «00440», класса Arc4 для работы в арктических морях. https://www.aoosk.ru/upload/iblock/a5c/usc_060920181.jpg

По заказу порта "Эльга" на Хабаровском судостроительном заводе планируется изготовить два морских буксира-ледокола проекта «00440» класса Arc4, стоимостью по 1 млрд рублей каждый. После запуска порта предполагается заказать ещё два аналогичных судна. Они предназначены для выполнения буксировочных и кантовочных операций, буксировки судов, барж и других плавучих средств в порту и прибрежных районах, а также перевозки людей и грузов на рейд при плавании в арктических морях.

Сейчас на рынке существует серьёзный дефицит балкеров ледового класса Arc4 для вывоза угля. В качестве временного решения «ЭльгаУголь» может в зимний период накапливать на терминале партии угля, а затем , с улучшением ледовой обстановки, отгружать на морские суда.

В порту, согласно проекту, будут применяться самые современные технологии пылеподавления. Порт будет отвечать самым строгим экологическим требованиям.

Балкер для перевозки угля. https://open4business.com.ua/wp-content/uploads/2020/10/70_.jpg
Балкер для перевозки угля. https://open4business.com.ua/wp-content/uploads/2020/10/70_.jpg

Строительство порта «Эльга» даст Хабаровскому края дополнительно порядка 2 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест. Столько специалистов будут трудиться только в порту.

Практика показывает, что на одно рабочее место, созданное на современном морском терминале, на прилегающей территории возникает 8 новых. Оживает торговля, услуги, здравоохранение, образование и прочие сферы экономики. 2 тыс. специалистов – это больше, чем сейчас проживает людей в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края.

Власти региона времени зря не теряют. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в высших и средних специальных учебных заведениях уже ведётся подготовка специалистов для будущего портового и железнодорожного комплекса.

Вахтовый посёлок строителей Тихоокеанской железной дороги и порта "Эльга". https://s15.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/12625228/wr-960.webp
Вахтовый посёлок строителей Тихоокеанской железной дороги и порта "Эльга". https://s15.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/12625228/wr-960.webp

Вместе в портом в Тугуро-Чумиканском районе будет возведён и современных жилой поселок на 2,5 тысячи человек. Он будет с красивыми жилыми домами и теплицами. Предполагается строительство железнодорожного депо и ТЭЦ.

В сообщениях о строительстве порта "Эльга" не указано планируется ли строительство причалов для обслуживания посёлка - грузового и пассажирского. Кроме как по морю добраться сюда будет нельзя. Тихоокеанская железная дорога строится только для перевозки угля. Ближайший порт и аэропорт в 30 км в районом центре Чумикан, но автомобильной дороги к нему нет.

Единственная транспортная компания, которая на сегодня осуществляет доставку грузов в порт "Эльга" - это "Эльга транс-порт".

Встреча президента России Владимира Путина с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтярёвым, 18 мая 2023 год. http://www.kremlin.ru/events/president/news/71156
Встреча президента России Владимира Путина с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтярёвым, 18 мая 2023 год. http://www.kremlin.ru/events/president/news/71156
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв сообщил президенту России на встрече в мае 2023 года, что прокладка уникальной Тихоокеанской железной дороги даст возможность получить доступ к богатейшим залежам полезных ископаемых. Образцы он привез с собой, чтобы показать Владимиру Путину. Наименования ископаемых не назывались – их обсуждали в закрытой части встречи.
«Требуется решение президента, чтобы понять, что с этими месторождениями делать, в какую сторону идти», - сказал глава региона.
https://dzen.ru/a/ZGdyhis-STSGY4Ch?share_to=link

Всё на экспорт. Частный бизнес должен получить прибыль от вложенных средств.

Тихоокеанскую железную дорогу и порт "Эльга" строят для экспорта угля Эльгинского месторождения. Новая железная дорога будет связана с БАМом другой частной железной дорогой Улак - Эльга.

Можно строить планы дальнейшего развития севера Хабаровского края, но какие грузы перевозить по Тихоокеанской железной дороге будет определять частный инвестор.

Что будет строить Альберт Авдолян - дорогу к посёлку Чумикан или аэропорт в районе порта "Эльга"? Компания «ЭльгаУголь» в 2023 году запустит аэропорт недалеко от Эльгинского угольного комплекса в Якутии, объём инвестиций составит 6 млрд руб. Планируется закупить самолёты и создать собственную авиакомпанию.

Посёлок Чумикан. Экономика - старательская артель, развиты лов и переработка рыбы, охотничий промысел. https://www.marshruty.ru/
Посёлок Чумикан. Экономика - старательская артель, развиты лов и переработка рыбы, охотничий промысел. https://www.marshruty.ru/

Грандиозные планы губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярёва можно реализовать только, если наступит глобальное потепление, и Охотское море не будет покрываться льдом в холодное время года. Только в этом случае мощность порта "Эльга" можно довести до 30 млн. тонн. Охотское море называют - "мешок со льдом". Вряд ли Альберт Авдолян будет тратить деньги на покупку или аренду ледоколов для сопровождения судов, и заказывать балкеры для перевозки угля ледового класса Arc4.

Порт "Эльга" и Тихоокеанскую железную дорогу будут использовать только в период навигации с июня до сентября. Буксиры-ледоколы не решат проблему обеспечения круглогодичной навигации. Порт и железную дорогу будут эксплуатировать вахтовым методом.

Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.

Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.

Пишите свои комментарии к моей статье.