Найти тему
The Mag

30 значимых реформ за 30 лет независимости Узбекистана

Оглавление

1 сентября 2021 года Республика Узбекистан отметила 30-летие своей независимости. 30 лет — срок достаточно долгий. Те, кого называют «детьми Независимости», уже стали взрослыми людьми, и многие из них достигли высот в различных сферах и областях. Что же касается нашей страны, то реформы и успехи, достигнутые за эти годы, уже не раз являлись предметом обсуждения не только в Узбекистане, но и во всем мире. Вспомним наиболее значимые из них.

Реформы в экономической сфере

Переход к рыночной экономике

С обретением независимости в 1991 году с самого начала нашей страной был взят курс на создание сильного государства с рыночной экономикой. Переход к рынку основывался на пяти принципах, первый из которых гласил о приоритете экономики над государством. В статье 53 Конституции Республики Узбекистан отмечено, что «Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах». И при этом государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, защищает частную собственность и обеспечивает правовую защиту предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса.

-2

Утверждение своей национальной валюты

Главный атрибут любого государства, подтверждающий его независимость и переход на новый уровень, — это своя национальная валюта. Конечно, данная экономическая реформа в нашей стране была достигнута не сразу и многие из нас помнят появившуюся в ноябре 1993 года временную валюту — сум-купоны, которые использовались в качестве платежного средства до середины 1994 года. Современный сум введен в обращение 1 июля 1994 года Указом Президента Узбекистана № УП-870 от 16 июня 1994 г. «О введении в обращение национальной валюты Республики Узбекистан». И в этом году наша национальная узбекская валюта отмечает свое 27-летие.

-3

Уход от хлопковой монокультуры

В 1950-1990-х годах на Узбекистан была возложена непростая задача — обеспечить хлопковую независимость СССР. И если в 1950 г. хлопчатником было засеяно 1.1 млн гектаров, то в 1985 г. — 2 млн гектаров. В 1990 г. хлопок занимал 65% всех орошаемых земель Узбекистана. В хлопководстве увеличилось использование химикатов, что в результате привело к отравлению людей, загрязнению окружающей среды; вода, воздух и земля были отравлены. По исследованиям, с начала 90-х годов прошлого ве­ка до середины 2000-х площади посева хлопчатника значительно сократились с 1.900 до 1.400 тысяч гектаров, уступив место другим культурам. А в рамках принятой по инициативе Шавката Мирзиёева программы на 2017-2022 годы Узбекистан начал сокращать посевы хлопка. В 2017-2018 гг. посевы были сокращены на более чем 140 тысяч гектаров. Однако в 2020 году было заявлено о возвращении к выращиванию тонковолокнистого хлопка.

-4

Зерновая независимость Узбекистана

Курс на зерновую независимость был взят нашей страной в начале 1990-х годов. Основные зерновые культуры, которые выращиваются в нашей стране, это пшеница, ячмень, кукуруза, рис. Посевы пшеницы на поливных землях к середине 2000-х годов увеличились в 5.5 раз с 200 тысяч гектаров до 1.137877 тысяч гектаров. Узбекистан не только достиг зерновой независимости, но и стал экспортером зерна. А уже в 2020 году посевные площади под зерновые культуры составили более полутора миллиона гектаров и всеми категориями хозяйств было произведено 7.566 миллиона тонн зерна, что больше на 1.7% по сравнению с 2019 годом.

-5

Энергетическая независимость

Именно от состояния электроэнергетики в большой степени зависят темпы экономического роста, показатели производительности труда, уровень благополучия населения. В нашей стране в соответствии с Программой мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2017-2021 годы предусмотрена реализация 29 приоритетных проектов с установкой новых генерирующих мощностей, которые позволят увеличить суммарную мощность электростанций страны в 1.5 раза.

-6

Либерализация валютного рынка, устранение проблем с наличными деньгами

В сентябре 2017 года в свет вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики», в котором было отмечено, что юридические и физические лица могут свободно конвертировать валюту. Также можно отметить, что введение данных изменений привело к улучшению экономики в республике, увеличению оборота иностранной валюты, экспорта и импорта, привлечению иностранных инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций

2019 год в нашей стране был объявлен Годом активных инвестиций и социального развития. И именно тогда началось привлечение зарубежного капитала в страну. А в конце следующего года Постановлением Президента от 28 декабря 2020 г. утверждены меры по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2021-2023 гг., предусматривающей освоение централизованных и нецентрализованных инвестиций в размере 928.7 трлн сумов, в том числе $37.5 млрд иностранных инвестиций и одобряющей адресную программу инвестиционных проектов, реализуемых в 2021 году с привлечением иностранных кредитов под госгарантию республики, а также с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов.

-7

Переход на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов

3-4 марта текущего года в Ташкенте состоялся международный онлайн-форум «Навстречу новым возможностям: Зеленое восстановление Узбекистана после пандемии коронавируса COVID-19», организованный Программой развития ООН (ПРООН) и Правительством Республики Узбекистан. Данная работа в нашей стране началась в 2020 году после принятия «Стратегии перехода Республики Узбекистан к зеленой экономике на период 2019-2030 годов» в октябре 2019 года. Эта стратегия предусматривает сокращение выбросов парниковых газов в стране за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения эффективности использования ресурсов и урожайности сельскохозяйственных культур, а также сокращения деградации земель. В 2020 году работа по реализации Стратегии была замедлена по причине начавшейся пандемии COVID-19. Глобальный кризис здравоохранения усилил связь между общественным здоровьем, климатом и природой. Сложившиеся обстоятельства могут дать сильнейший импульс к построению зеленой экономики (как случилось с глобальным переходом к зеленой и циркулярной экономике в ответ на изменение климата).

Развитие инфраструктуры транспорта и связи

В Узбекистане функционируют все виды транспорта — сухопутного и воздушного (развиты сеть железнодорожных и автомобильных дорог, функционируют международные аэропорты). По плотности железных дорог Узбекистан занимает ведущее место в Центральной Азии. В 2020 году объем транспортных услуг составил 53 772.5 млрд сумов, что составляет 24.5% от общего объема услуг. Однако пандемия, во время которой сократилось количество пассажиров, повлияла на пассажирооборот, который в стране составил 116.7 млрд пасс/км, что на 6.7% меньше, чем в 2019 году. Грузооборот составил 69.1 млрд тонн/км, что на 4.6% меньше, чем в предыдущем периоде. Но при этом объем перевозок грузов по международным направлениям составил 46.9 млн тонн, что на 8.5% больше, чем в 2019 году. Также в прошедшем году были открыты 94 новых местных и 6 международных автобусных маршрутов для пассажирских перевозок и завершено строительство 7 автовокзалов.

-8

Развитие местного и международного туристического направления

5 января 2019 г. было принято Постановление «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли», что послужило интенсивному развитию туризма, созданию и продвижению на мировые рынки национального продукта. Сегодня в нашей республике действуют самые различные виды туризма — историко-познавательный, гастрономический, оздоровительный, MICE, горный, агро-, эко-, археологический, мусульманское и буддистское паломничество. По состоянию на 15 марта 2021 г. для 90 стран установлен 30-дневный и 60-дневный безвизовый режим (кроме стран СНГ). Также в последние годы был принят большой круг нормативно-правовых документов по развитию туризма, сформирована институциональная система управления развитием туризма, созданы структурные подразделения управления туризма во всех регионах страны для эффективного использования огромного туристического потенциала регионов. За последние годы туризм стал одной из точек роста национальной экономики.

-9

Реформы в политической сфере

Установление добрососедских отношений в Центральной Азии, открытие границ и создание пунктов пропуска, конструктивный диалог со странами Центральной Азии по всем без исключения вопросам

Одна из успешных реформ, достигнутая политикой действующего президента Шавката Мирзиёева — установление добрососедских отношений с ближайшими соседями, Кыргызстаном и Таджикистаном. В октябре 2018 года вступил в силу узбекско-кыргызский договор об урегулировании 85% линии государственной границы между обеими странами. Также был возобновлен диалог по пограничному и водно-энергетическому вопросам с Таджикистаном. В апреле 2017 года возобновилось авиасообщение между столицами, которое было прервано в 1992 году, а через год, в марте 2018 года, после семилетнего перерыва южные области двух стран вновь связала железная дорога. Также вступило в силу межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран сроком до 30 дней. Тогда же, в марте 2018 года, в Астане (ныне Нур-Султан) состоялась первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии, на которой в своем выступлении глава нашего государства отметил, что прочным фундаментом взаимодействия стали взаимные визиты, регулярные встречи и переговоры, по итогам которых найдены практические решения целого ряда насущных проблем. Были подписаны новые договоры и соглашения.

Многопартийность в Узбекистане

Как известно, в развитых демократических странах мира функционирует многопартийная система. Это является одним из важнейших показателей демократичности общества. В Узбекистане в настоящее время действуют пять политических партий:

  • Народно-демократическая партия Узбекистана. Основана 1 ноября 1991 года.
  • Демократическая партия «Миллий тикланиш». Основанная в 1995 году, является второй по численности депутатов фракцией в Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
  • Социал-демократическая партия «Адолат». Образована 18 февраля 1995 года.
  • Либерально-демократическая партия Узбекистана. Основана 15 ноября 2003 года.
  • Экологическая партия Узбекистана. Партия создана с учетом деятельности Экологического движения Узбекистана 8 января 2019 года.

Создана новая политическая сила, Экологическая партия Узбекистана

В декабре 2019 года Экологическая партия Узбекистана наряду с другими четырьмя политическими партиями на равных принимала участие в избирательной кампании по выборам депутатов в центральные и местные представительные органы государственной власти и получила 15 (10%) депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Партия принимает активное участие в совершенствовании экологического законодательства Узбекистана, различных кампаниях и акциях по охране окружающей среды, проводит общественные слушания, экологические рейды по жалобам, поступающих от населения по вопросам, связанным с нарушениями экологических и санитарных норм, а также ведет последовательную работу по повышению уровня экологических знаний молодежи, осуществлению общественного экологического контроля.

-10

Поднятие вопросов гендерного равенства на уровень государственной политики, в частности, создание Республиканской гендерной комиссии

В сентябре 2015 года на саммите по Устойчивому развитию Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция №70, в соответствии с которой, а также в целях организации системной работы по последовательной реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН на период до 2030 года, Кабинет министров Республики Узбекистан принял постановление «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». Также в рамках реализации Пятой цели Устойчивого развития Узбекистан разработал девять задач, направленных на «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек». Наша республика присоединилась ко всем основным международным договорам, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений. В стране приняты гендерно-ориентированные законы, более 20 указов и постановлений президента и правительства. Внесен ряд изменений и дополнений, предусматривающих усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов, направленная на устранение несоответствия положений нормативно-правовых актов принципам гендерного равенства, выявление возможных рисков дискриминационного характера в процессе их применения. В разработке и создании всех этих актов и постановлений принимали участие эксперты ООН, Программы развития ООН, Фонда народонаселения, Детского фонда, Управления Верховного комиссара по правам человека, Управления по наркотикам и преступности, Международной организации по миграции и Международной организации труда.

-11

Реформы в госуправлении

Реформирование государственной системы, переход к профессиональному парламенту

Система государственной власти Узбекистана разделяется на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Исполнительную власть осуществляет Кабинет министров Республики Узбекистан. Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов.

С 2005 года двухпалатный парламент Олий Мажлиса (Сенат и Законодательная палаты) начал свою деятельность. Именно переход к профессиональному двухпалатному парламенту считается одной из основных реформ в государственном управлении республики, который уравновесил все три ветви власти.

Введение порядка предоставления гражданства напрямую лицам, постоянно проживающим в Узбекистане в течение 15 лет

В проекте государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» в начале 2021 года было отмечено, что в апреле текущего года СГБ, МВД и Генпрокуратура должны были подготовить соответствующие документы для совершенствования процедуры приема в гражданство Республики Узбекистан. Также это отметил в своем послании Олий Мажлису президент, который предложил ввести порядок предоставления гражданства напрямую лицам без гражданства, постоянно проживающим в стране в течение 15 лет.

Официальное признание статистики бедности и формирование комплексного подхода к ее сокращению

В марте 2020 года во время проведения совещания у президента было объявлено, что Министерство экономики и промышленности будет преобразовано в Министерство экономического развития и сокращения бедности. Двумя месяцами ранее глава государства в своем послании парламенту страны отметил, что «большая часть жителей регионов, особенно сел, не имеют достаточных источников дохода. Как и во всех странах, у нас тоже есть малообеспеченные слои населения. По разным подсчетам этот показатель составляет 12-15%. Речь идет о 4-5 миллионах жителей нашей страны». Вследствие этого было объявлено, что на Программу сокращения бедности, которую Узбекистан планирует разработать со Всемирным банком и ПРООН, направят 700 млн долларов, будет разработана методика определения критериев бедности, зарплаты, пенсии и пособия будут повышаться с опережением темпов инфляции, планируется разработать Концепцию социальной защиты населения.

Подписание соглашения между законодательной палатой Олий Мажлиса и Центральным советом Союза молодежи Узбекистана о сотрудничестве по содействию деятельности «Молодежного парламента»

Главной целью данной организации является поддержка молодежи, повышение ее правового сознания и грамотности, превращение молодежи в политически активные слои общества и практическое обогащение их политико-правовых знаний и навыков, привлечение молодежи к законности и законотворческому процессу и повышение их вовлеченности в парламентскую жизнь путем широкой пропаганды принимаемых законов среди молодежи. В составе «Молодежного парламента» — 100 членов из числа инициативных, высоконравственных, самостоятельно мыслящих граждан в возрасте от 18 до 30 лет, обладающих твердой жизненной позицией, широким мировоззрением и глубокими знаниями и лидерским потенциалом, осуществляющих деятельность в различных направлениях в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

Создано Управление государственного бюджета Законодательной палаты Олий Мажлиса

Данное управление было создано в 2019 году, и в своем выступлении президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев отметил первые положительные результаты работы Управления: «Создание при нижней палате Управления государственного бюджета направлено на эффективное формирование бюджета и установление действенного контроля за его исполнением. Так, ставка социального налога для высших образовательных учреждений, перешедших на самофинансирование, была снижена с 25 до 12 процентов. Благодаря этому в их распоряжении осталось 47 миллиардов сумов. Конечно, все это — лишь первые результаты принимаемых мер по усилению парламентского контроля».

-12

Создана парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека

25 сентября 2020 года Кенгаши палат Олий Мажлиса образовали Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека, утвердили ее состав и Положение. Комиссия призвана содействовать соблюдению международных обязательств нашей страны в области прав человека и реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан в области прав человека.

Вступление Республики Узбекистан в ШОС

Узбекистан стал одним из основателей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) после вступления 15 июня 2001 года Узбекистана в «Шанхайский форум». Это позволяет Узбекистану укрепить взаимное доверие и добрососедство между странами-участницами — Республикой Индия, Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Исламской Республикой Пакистан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан. 10 ноября 2020 года президент РУз Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на саммите ШОС выдвинул ряд инициатив, в том числе по устранению барьеров во взаимной торговле и упрощению таможенных процедур, созданию программы сотрудничества стран организации по сокращению бедности, по развитию цифровой грамотности и организации сети медучреждений по борьбе с заболеваниями, вызывающими эпидемии.

-13

Необходимость обеспечения свободы слова

В мае 2019 года глава Агентства информации и массовых коммуникаций (АИМК) сообщил о восстановлении полного доступа к заблокированным с середины 2000-х годов в стране зарубежным сайтам, поднимавшим острые проблемы. С момента вступления в должность президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева постоянно подчеркивается необходимость обеспечения свободы слова и информации в республике. Одно из направлений деятельности АИМК сегодня направлена на укрепление статуса журналистов, способствованию развития СМИ и гражданской журналистики, совершенствованию правовой базы, повышению прозрачности и открытости государственных органов.

-14

Реформы в правовой сфере

Введение принципа института Habeas corpus

В начале 2008 года в Узбекистане был введен принцип института Habeas corpus — предписание или юридическое действие, посредством которого только суд, а не прокурор, как это было раньше, имеет право устанавливать законность и решать необходимость задержания человека. В правовых системах всего мира это считается важнейшей гарантией защиты от произвольного задержания. Вся судебная власть цивилизованного мира основывается на системе данного института. Как было не раз отмечено на брифингах и пресс-конференциях на правовую тематику, внедрение в практику данного института — важный фактор обеспечения защиты конституционных прав и свобод гражданина, его неприкосновенности. Были расширены возможности назначения видов наказания, не связанных с изоляцией от общества, внедрен институт примирения, который служит обеспечению на высоком уровне защиты прав человека.

Создание Высшего судейского совета

Данный институт был сформирован Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года. Основные задачи, возложенные на Высший судейский совет, — формирование судейского корпуса, предотвращение нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения, подготовка предложений по совершенствованию законодательства и другие.

Также отмечается, что с объявлением независимости республики были внесены некоторые изменения в законодательство о судах РУз. Одним из пунктов выделено, что «Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий, иных общественных объединений».

-15

Создание Комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам

15 марта 2019 года Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан было объявлено о создании в своей структуре Комитета по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции. Новый Комитет взял под контроль антикоррупционные программы в госорганах, анализирует действующее законодательство по противодействию коррупции «на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции», вносит новые предложения, рассматривает обращения физических и юридических лиц.

Реформы в системе образования

Развитие системы высшего образования: увеличение квоты приема в вузы

В январе 2019 года в Указе Президента Шавката Мирзиёева, которым была утверждена Государственная программа «Год активных инвестиций и социального развития», было отмечено, что все вузы страны получают возможность самостоятельно определять квоту приема студентов, в то время как ранее данной задачей занималась государственная комиссия по приему.

Таким образом, для дневной формы обучения в бакалавриате в 2020 году было выделено 103 575 мест, что на 23 145 мест больше, чем в 2019 году; на вечерние отделения вузов выделили места для 5 025 абитуриентов, на заочные — 31 350 человек. Общая квота приема в магистратуру составляет в 2020 году 10 425 человек, что на 1 730 мест больше, чем в прошлом году.

Что же касается текущего 2021-2022 учебного года, то места в бакалавриат распределены следующим образом: очная форма обучения — 115 343 человека; заочная форма обучения — 36 211 человек; вечерняя форма обучения — 6 325 человек. Для магистратуры выделены места на 12 914 человек. К тому же, впервые планируется выделить 56 бюджетных мест для негосударственных вузов.

-16

Открытие в Узбекистане вузов иностранных государств

В Узбекистане высшее образование можно получить не только в отечественных вузах. Все больше абитуриентов усиленно изучают иностранные языки в своем стремлении получить образование за рубежом. Однако в последние годы стало совсем необязательно отправляться так далеко за образованием. Ежегодно в Узбекистане поэтапно действуют образовательные ярмарки, где филиалы зарубежных вузов предлагают свои услуги. А по показателям на 2021 год в республике действуют филиалы вузов Российской Федерации (Российский государственный экономический университет им. Плеханова, МГИМО, МЭИ, МИФИ, МГУ и др.), Южной Кореи (Технический институт Ёджу, Университеты Инха, Пучон, Аджу), США (Вебстерский университет), Индии (университета Амити), Сингапура (институт развития менеджмента) и ряда других стран.

Реформы в социальной сфере

Реформы в системе махалли

Указом Президента Республики Узбекистан от 18 февраля 2020 года было образовано Министерство по поддержке махалли и семьи. Если во всех сферах происходят глобальные изменения, и общество активно движется вперед, то в данном случае настала необходимость оглянуться назад и вернуться к истокам. Все века махалля представляла собой сообщество людей, связанных не только соседскими отношениями, но и многовековыми обычаями и традициями. Современная махалля — это объединение жителей определенной территории в пределах кишлака, поселка, аула, города. С обретением независимости Узбекистан, следуя принципам поступательного развития демократии в целях предоставления гражданам возможностей для участия в жизни страны, законодательно закрепил исторически сложившуюся форму махалли, которая официально получила статус органов самоуправления граждан.

Реформы в медицине

На сегодняшний день во всех регионах Узбекистана, даже в самых отдаленных аулах, построены новые лечебные учреждения, специализированные центры, отремонтированы действующие больницы и лечебницы, в которых создаются возможности для точной диагностики заболеваний и использования современных методов лечения и профилактики заболеваний.

За последние пять лет принято более 160 нормативно-правовых документов. В результате во всех звеньях системы здравоохранения происходят важные изменения — внедряются новые технологии, широко применяются достижения мировой науки и медицины. Эти изменения основаны прежде всего на указе Президента Республики Узбекистан «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 года. Указом были утверждены Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы и Программа мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019-2021 годах.

-17

Развитие спорта

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта в Узбекистане — воспитание здорового молодого поколения, всемирное поощрение и развитие народных игр и видов спорта, активное вовлечение в физкультурное движение самых широких слоев населения, достижение органического единства физического воспитания с практикой строительства общества. Развитие физической культуры и спорта обеспечивается за счет средств из государственного бюджета. Отечественные спортсмены уже не раз заявляли о себе на международных соревнованиях, о чем свидетельствуют высокие награды, полученные ими во время XXXII летних Олимпийских игр в Токио — три золотые и две бронзовые медали. Также узбекские спортсмены заняли 32 общекомандное место. Данная Олимпиада стала второй по успешности после триумфального результата в Рио, когда спортсменам Узбекистана удалось добыть 13 наград. Отдельной отраслью, которая в настоящее время активно развивается — Паралимпиада. Паралимпийцы Узбекистана также демонстрируют хорошие показатели во время Паралимпийских игр-2020 в Токио, которые продлятся до 5 сентября — 5 золотых, 4 серебряные и 4 бронзовых медалей (данные на 1 сентября).

-18

Материал вышел на сайте The Mag сентябре 2021 года. Редакция приняла решение разместить материал на Дзен.Канале в связи с востребованностью статьи у своих читателей.