Найти тему
Сергей Михеев

Без системы принуждения не обойтись

Ещё несколько слов о воспитании не только словом, но и ремнём. Согласно опросу, который я приводил в прошлой получасовке, больше половины говорят, что в крайних случаях можно применить физическое наказание ребенка, если он не слушается, не так себя ведет, «отбился от рук». Поколение из 1990-х годов увидело, что этот высокий уровень стремления к телесным наказаниям лежит в нашем культурном коде, что пробивается патриархальная система «Домостроя». Приплетают наши традиции.

Сергей Михеев: Насчет «Домостроя», покопайтесь в происхождении этого документа и увидите, что он довольно сомнительно относится к нашей традиции. Разные есть версии, в том числе это были частично переводные вещи из разных западных источников. По поводу «Домостроя» - это отдельная история. О телесных наказаниях: конечно, их лучше избегать, насколько это возможно. Но иногда ситуации бывают такие, что без какого-то физического воздействия невозможно привести человека в нормальное состояние. Или, например, возникают ситуации угрозы окружающим или физического конфликта с учителем. Кто и как должен это пресекать? Если мы не восстановим уважение к учителю и дисциплине, то и знания никто не получит. Надо понимать простую вещь: если ученик не уважает учителя и считает себя выше его, то и знания он не получит. Ничего он не получит. Учитывая то, что ребенок не сформирован, особенно в подростковом возрасте его серьезно «несёт», и поэтому, если у него голова будет забита тем, что ему все должны, то, как это ни парадоксально, и знаний никаких не будет.

Там, где нет привитого уважения, без системы принуждения не обойтись. Какие-то способы физического воздействия должны быть: например, остановить конфликт, чтобы привести человека в себя, дисциплинарные какие-то вещи (удаление из класса, из школы). Есть сотни случаев, когда распоясавшееся малолетнее хамьё, видно, научившееся у своих родителей, оскорбляет и бьет учителей. Для чего это нужно? Зачем эти вещи поощрять? Потом говорят: «Обращайтесь в суд». Нет, друзья мои, такая штука не пойдет, потому что все знают, что обращения в суд ничего не дают. Это очень долго, а в данном случае нужно быстро и эффективно прекратить ситуацию. Поэтому здесь и педагогам, и законодателям, и правоохранительным органам надо вырабатывать возврат некой практики, которая позволила бы эти вещи свести к минимуму. В противном случае это будет дорога к американскому варианту: «Дайте нам оружие, чтобы мы от замечательных детишек могли бы отстреливаться». Это что? Пример для подражания что ли?