Материал диктует нам характер получаемого изображения. Так, например, техника фрески, широко распространённая в древности и получившая новое дыхание в эпоху Возрождения, требует от живописца максимальной сосредоточенности и высокой скорости работы. Фреска не может быть перемещена из помещения, в котором находится, и обладает большой долговечностью. Сегодня же мы рассмотрим особенности темперной и масляной живописи и попробуем определить, какие цели они решают лучше всего.
Темпера долгое время была главной альтернативой фреске. Если фреска была привязана к стенам, то темпера связана с деревянными поверхностями. Она всегда была основным методом росписи деревянных панно, соответственно, выполненные таким образом изображения могут легко быть перемещены. Общая схема подготовки поверхности следующая: на хорошо просушенную деревянную доску наносится грунт гессо – смесь гипса и животного клея. Иногда, чтобы скрыть дефекты не вполне правильно подобранной древесины, на поверхность доски прикладывался кусок льняного полотна. Ещё одно важное следствие использования деревянной поверхности – зависимость от ширины дерева. В среднем размер панно был не больше ширины обычной деревянной доски. Техники соединения нескольких досок в одну существовали, но это более дорогой и трудоёмкий процесс, а результат не всегда отвечает ожиданиям, поскольку дерево – это живой материал, и две различные деревянные доски с течением времени могут по-разному деформироваться. Так что размер темперных картин довольно скромен, это самые небольшие картины из всех трёх рассматриваемых нами техник.
Основным отличием темперной краски является наличие связующего элемента. Материалы могли быть разными, но классической считается яичная темпера, в основе которой – яйцо. Появление связующего вещества, выполняющего роль клея, значительно упростило процесс нанесения краски. В темпере не нужно торопиться, пока не высох гипс, потому что краски и вода теперь соединены заранее. В древности пигмент разводился непосредственно перед началом работы, в отличие от современности, когда в тюбиках хранится уже смешанная краска. Яйцо настолько прекрасно выполняет роль медиума, что яркость красок не теряется с течением времени. Во многом благодаря этому свойству темпера до сих пор востребована в живописи. Однако не стоит забывать, что и у неё есть ряд технических ограничений. Темпера плохо справляется с лессировками и прозрачными слоями. Её в основном используют для орнаментальных изображений, а для создания более реалистичной живописи была изобретена другая техника.
Ограничения фрески и темперы, которые были двумя основными методами Раннего Возрождения, были преодолены в масляной живописи. Эта техника быстро стала доминирующей в 15-16 веках. Доподлинно неизвестно, как она появилась, тем более что известны примеры использования похожих красок и в более ранние эпохи. Но теперь она широко распространилась и оказала большое влияние на дальнейшее развитие искусства.
Поначалу масляная живопись велась всё на тех же деревянных досках, что и темперная. Однако связующее вещество – масло – давало несравнимо больше возможностей. Оно делает пигменты более яркими, позволяет прокладывать чрезвычайно прозрачные слои, даёт более тонкие градиенты, что позволило перейти к более правдоподобным реалистичным рисункам. Именно на этом этапе появился принцип ведения работы от тёмного к светлому.
Следующим этапом развития живописи стало изобретение новой поверхности, более подходящей для раскрытия всех возможностей масляной техники. Это холст. Считается, что Тициан был первым, кто начал применять его в своей работе. Новый материал практически не имеет ограничений по размеру и позволяет создавать поистине гигантские произведения. Холст оказался намного легче дубовых панелей по весу, что значительно облегчило транспортировку картин. Более того, картину на холсте можно свернуть в трубочку, что тоже намного проще для перевозки, чем громоздкие деревянные панели.
Новый материал начал диктовать свои условия. Мы можем проследить изменения на примере творчества Тициана. В отличие от детальных рисунков, распространённые до этого, Тициан свободно рисовал на холсте, набрасывая композицию широкими мазками и заслоняя основные участки. Подрисовка является частью окончательной композиции, а не просто обрамлением для основных элементов картины. Так началась новая эпоха куда более свободной и дерзкой живописи, чем когда-либо. Гигантские полотна с широкими живописными мазками сформировали тот образ, который теперь ассоциируется с живописью в целом.
Но, как уже говорилось, новые эксперименты иногда приводят к негативным последствиям. Так произошло и здесь, новые идеальные материалы оказались вовсе не так хороши, как хотелось бы. Масляные краски и новые составы лаков чрезвычайно быстро темнеют, особенно если используются некачественные материалы. Уже к закату эпохи Возрождения это свойство стало заметно, что в значительной мере ввело художественное сообщество в уныние. Новые техники подмалёвков приводили к тому, что со временем грубые линии стали проступать через основное изображение. Масляная картина со временем менялась, пигмент мог просачиваться сквозь соседние слои и становиться видимым. Холст тоже добавил свою ложку дёгтя в и без того грустную ситуацию: будучи подвижным, он деформировал красочный слой. Что уж говорить о сворачивании картин в рулон, когда краска могла начать попросту осыпаться с поверхности. В результате крайне низкая сохранность сильно подорвала репутацию этой масляной живописи. Наступил период уныния, который будет преодолён лишь после изобретения химических красок, но это случится намного позже.
Как видим, за каждой живописной техникой стоит своя история развития, свои взлёты и падения. Нет идеального решения для любой ситуации, но в каждой технике есть свои сильные стороны, которые могут помочь в реализации задуманного. Нужно ли вам больше экспрессии или важнее сохранность картины в веках? Как далеко её придётся перемещать? Или вопрос в ваших личных предпочтениях особенностей получающейся в итоге фактуры? Выбор только за вами, главное, учитывайте особенности выбранного материала, и тогда вы будете чуточку ближе к созданию именно того, что вы хотите воплотить.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨