Найти тему
«Просвещение»

Как выглядят игрушки и оснащение, которые помогут в развитии детсадовцам и облегчат жизнь педагогам

Оглавление

Дошкольный период — ключевой в жизни ребёнка: в это время у него формируется понятие об устройстве окружающего мира, развивается речь, мышление, память, эмоциональный интеллект и т. д. Поэтому важно создать образовательную среду, в которой развитие проходило бы легко, полноценно и продуманно. Помочь в этом могут современные игрушки и учебное оборудование.

Методист дошкольного образования, глава отдела коммерческих продаж компании «Просвещение-Регионы» Валерия Волкова рассказала, какое оснащение желательно иметь в детском саду и как именно оно помогает педагогам в воспитании и обучении детей.

Конструкторы

Сейчас существуют конструкторы, которые рассчитаны на четырёхлетнюю программу обучения для детей 3–7 лет, например, «Фанкластик». Главное отличие образовательного продукта от простого игрового конструктора — в наличии методических рекомендаций по проведению занятий, рассказывает Валерия Волкова. С помощью разных наборов можно изучить мир животных, насекомых и растений, буквы, цифры, элементы разных культур — от русской деревни до африканских народов и т. д.

 «Фанкластик»
«Фанкластик»

«При свободном конструировании можно собрать что угодно. Но вместе с воспитателем дети могут создать, например, целый город, дорогу, расставить знаки дорожного движения, светофоры и поговорить о правилах дорожного движения», — поясняет методист.

Также образовательные конструкторы позволяют провести с детьми сюжетно-ролевые игры, например, на тему различных профессий: машинист, водитель, полицейский и т.д. А ещё в ходе работы с мелким конструктором у ребёнка развиваются мелкая моторика, усидчивость и внимание, отмечает Валерия Волкова.

 «Фанкластик»
«Фанкластик»

Роботы и робототехнические наборы

Чтобы написать программу для роботов, необходимо взаимодействовать с техникой. Но для дошкольников время работы с экраном ограничено по СанПиН, поэтому для них создали беспланшетных роботов.

Для работы с ними используется простейшая алгоритмизация. «Ребята осваивают символы, которые обозначают шаг вперёд, направо, налево. Мы планируем маршрут робота, выкладывая дорожку. Роботы ее считывают и воспроизводят на карте, повторяя то, что мы с ребятами собрали», — объясняет Валерия Волкова.

Робот с карточками
Робот с карточками

«Существуют разные беспланшетные роботы. Одни программируются кнопками на своём теле, они умеют разговаривать на нескольких языках и имеют тематические маршруты. Другие — программируются с джойстика и могут “видеть” линии и ездить по ним. Ребёнок может взаимодействовать с ними через инструкцию, а может прокладывать алгоритм движения самостоятельно, развивая мышление и осваивая навыки алгоритмики», — рассказывает эксперт.

Робот двигается по карте
Робот двигается по карте

Наборы для естественно-научных исследований

Может показаться, что опыты, эксперименты и наблюдения предназначены для развития и обучения старшеклассников. Но дети по своей природе — исследователи, и возраст 3–7 лет отлично подходит для того, чтобы поддержать познавательный интерес и направить его в нужное русло.

Так, для детсадовцев можно использовать наборы юного натуралиста, которые помогут узнать, как выглядит процесс очистки воды разными способами, настольные грядки, на которых можно отслеживать процесс роста растений, развивающий набор с телескопом и проекцией звёздного неба и пр.

-5

«Проведение исследовательской работы и экспериментов в раннем возрасте позволяет сформировать у детей способность видеть многообразие мира, развить наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Также подобные занятия помогают простимулировать познавательный интерес, который необходим для успешной учёбы в дальнейшем», — объясняет Валерия Волкова.

Игры для развития эмоционального интеллекта

Поведение малышей зависит от эмоций. Дети ещё не могут управлять своими чувствами, и важно научить распознавать их. Неспособность контролировать эмоции может в дальнейшем привести к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми, поэтому важно это предотвратить.

Развитие эмоционального интеллекта должно происходить через погружение ребёнка в мир ощущений. Трудно рассказать детям про эмоции словами так, чтобы это было понятно. Специальные игрушки помогают в этом.

«Есть куклы, у которых разные выражения лица. Мы с ребятами пытаемся понять, кто как реагирует, кто разозлился, кто опечалился, кто порадовался, проговариваем разные ситуации, учимся понимать себя и других», — рассказывает Валерия Волкова.

Существует ряд игрушек, которые помогают при работе с органами чувств. Например, дети учатся распознавать коробочки, которые звучат по-разному или, наоборот, одинаково, экспериментируют с восприятием света, цвета.

Настенные панели

Стены могут стать полноценным игровым пространством, которое поспособствует развитию ребёнка, если разместить на них специальные панели, которые помогают погрузиться в определённую тему: «Русский быт», «Моя страна», «Режим дня», «Азбука здоровья» и др.

Пример настенной панели
Пример настенной панели

«Если мы говорим о развивающем предметном пространстве или среде, то необходимо понимать, что всё окружение ребёнка должно быть инструментом развития и давать педагогу возможность взаимодействовать с детьми в формате игры. Для каждой панели предусмотрены брошюры с описаниями заданий. Это могут быть мозаики, магнитные лабиринты, вкладыши и другие головоломки для детей разных возрастов», — говорит методист.

Интерактивное оборудование

Интерактивные панели ребята могут использовать под присмотром педагога или самостоятельно. Они позволяют, например, собрать различные фигуры, сделать кукол из предложенных элементов, вывести это на принтер, вырезать из бумаги.

-7

Позже с этими предметами можно организовать спектакль в мультстудии, которая является частью интерактивного пространства. С её помощью ребенок может снимать и рассказывать истории. Возможность менять декорации и героев помогает развивать воображение и осваивать коммуникативные навыки, так как в процессе дети взаимодействуют и с педагогом, и друг с другом, и с родителями (при организации родительского дня).

По словам эксперта, интерактивное оборудование — это целый комплекс средств для работы по нескольким направлениям: художественное воспитание, изучение основ информационных технологий, развитие интеллекта и многое другое.

Игрушки для сюжетно-ролевых игр

В сюжетно-ролевой игре ребёнок может представить себя тем или иным персонажем, в этом ему помогают куклы, наборы посуды, кукольные домики, машинки и т. п. Взаимодействие с куклами зависит только от фантазии: можно играть в дочки-матери, показ мод, салон красоты и многое другое.

Валерия Волкова отмечает, что такие игры полезны для эмоционального развития: ребёнок может прочувствовать себя в роли лидера, помощника, родителя, капитана или юнги, если это игра в путешествия, реализуя так внутренние желания.

«Также дети развивают пальчики и мелкую моторику, когда переодевает кукол, одежда которых включает пуговицы, молнии, липучки, плюс он изучает сезонность одежды, выбирает её в зависимости от погоды», — говорит Волкова.

-8

Крупногабаритный конструктор

Этот конструктор представляет собой объёмные мягкие блоки на магнитах. Они позволяют зонировать пространство, создавать перегородки и разделить игровую комнату на локации для сюжетной игры.

«Конструктор также позволяет создать зону уединения для ребёнка в общей группе, где много детей, а это важная часть его комфортного пребывания в детском саду. Создать такое пространство можно с помощью безопасных мягких материалов», — отмечает Волкова.

Дети 3 – 7 лет большую часть своего времени проводят в детских садах. Правильно организованное игровое пространство являет собой целый комплекс, направленный на гармоничное развитие ребёнка. Комплекты оборудования представляют собой единую образовательно-развивающую систему. Для каждого из них существуют методические рекомендации и пособия для педагогов для последовательного обучения детей от простого к сложному.
«Педагог может искать где-то материал самостоятельно. А может взять комплект для изучения определённого предмета и с этой базой отработать около 20 занятий в год», — заключает Валерия Волкова.