В чатах художников, искусствоведов (да и в личных беседах) наиболее любимым и «скользким местом» является вопрос о монетизации своей деятельности с ответом на который все лукавят в высшей мере.
В предисловии к книге Питирима Сорокина «Долгий путь» сказано, что искажения реальности в жанре автобиографий – составляют отдельный интерес исследователей. Художнику стыдно признать нерегулярность своих доходов, а куратору, искусствоведу, музейному работнику – что его доходы почти равны оплате низко квалифицированной рабочей силы в этом городе. А если признать отсутствие.
Для начала положим на полочку и посыпем нафталином мифы о голодных модернистах, создававших шедевры в холодных коморках Монмартра и обратимся к современной реальности. Реальности капиталистического общества, где законы моды задают не модернисты-демиурги, где есть арт-рынок со своими законами.
Одна из самых-самых любимых и запретных тем в общении между собой работников культуры - это кто, где, как и за что получает деньги. Мы все читаем (или читали) канал "Люди в культуре" и смотрели вакансии в интернете в надежде, что Фортуна покажет объявление о работе с достойной з/п. Но их нет, т. к. не бывает в природе. На все годные должности кандидаты уже есть. Даже если эти должности по средним московским меркам мало оплачиваемые, то всё равно - кандидаты есть уже на примете у тех, кто сидит в руководстве. Если эти кандидаты отказались и, о, чудо! Вакансия висит в свободном доступе, то значит, тут есть подводные камни. О которых узнаем. Потом. Когда подпишем договор
Да, кстати, а с пустым резюме ведь даже и кандидатуру твою не рассмотрят. Значит, нужен опыт.
Или если человек хочет Карьерного Роста, то он идёт или волонтером (это 2-3 месяца неоплачиваемого труда без каких-либо гарантий потом) или трудоустраивается за какие-то совсем мизерные суммы, едва покрывающие питание и проезд. В этом плане поучителен пример моей давней знакомой, которую позвали «на испытательный срок» на должность, которой в данной организации нет в природе. С огромной грустью думала в 2022 о судьбе тех, кто работал смотрителем музея Гараж, отдавших по несколько лет жизни этому месту в надежде продвинуться там по карьерной лестнице, сделать там свои проекты.
Чтобы получить достойное предложение о работе, тебя должны в этой области знать как квалифицированного специалиста. А чтобы завести эти знакомства - опять же, надо найти время и ресурсы на поездки, общение, и еще ПЛЮС ресурсы (время и деньги), которые ты вложишь в свой проект. Упираемся в проблему безусловного базового дохода.
Было бы ханжеством, лукавством, огромной ложью говорить, что в мире искусства деньги не играют роли. Только почему-то мозаичное искусство расцветает тогда, когда есть богатый заказчик (церковь, государство). Да и флорентийская живопись расцветает под покровом Лоренцо Медичи. Это лирическое отступление.
Сегодня в 20е годы XXI века сама возможность заниматься искусством напрямую зависит от наличия у тебя (твоего парня, супруга, родителей) средств к существованию и места, где жить, чтобы ты не ходил(а) на работу каждый день зарабатывать на еду и кров. Люди выпускаются из универов и академий невероятно окрыленные и творческие, а потом необходимость добывать деньги обрезает крылья всей их творческой активности, они не могли реализовать свои идеи, т к были регулярно заняты работой.
Нет ничего более постоянного, чем временное. А с возрастом накапливаются проблемы со здоровьем, внешностью, семья появляется. И отложить от з/п на "свободное творчество" становится всё сложнее. Побегав по подработкам, не сделав, что хотели люди озлобляются, разочаровываются в своей области и пополняют ряды высоко квалифицированного прекариата.
Я сторонник того, чтобы под всеми вакансиями в сфере культуры из серии 5/2 за 30 000-40 000 писали:
"Подходит для тех, кто уже обеспечен жильём и будет одет-обут-накормлен вне зависимости от зарплаты"
И еще я сторонник того, чтобы на сайтах образовательных учреждений, где готовят искусствоведов, кураторов писали бы «чтобы этим заниматься одного диплома мало, надо еще вложить время и деньги, чтобы у тебя что-то получилось».
Если почитать биографии известных искусствоведов, художников - они имели средства и досуг, чтобы делать свои проекты. Аби Варбургу брат покупал книги для его библиотеки, т. к. будущий искусствовед уступил ему свою долю в семейном бизнесе, Варбург строил на СВОИ деньги здание своей библиотеки в Берлине по авторскому проекту. А когда Herr Варбургу предлагали возглавлять кафедры в университетах он ОТКАЗЫВАЛСЯ. У историка искусства И. Винкельмана был богатый покровитель кардинал Алессандро Альбани. У французского художника 17 века Николы Пуссена – были богатые французские и итальянские покровители. У американской галеристки Пегги Гугенхайм было огромное наследство (когда ей исполнился 21 год в 1919 году, Гуггенхайм унаследовала 2.5 миллиона долларов США, что эквивалентно 42.2 миллионам долларов США в 2022 году).
Чтобы меня поняли правильно, хочу уточнить - цель этого текста не критика институций современного искусства, госструктур и маленьких зарплат в сфере культуры. Организациям самим несладко. И платят там сколько могут.
Этот текст про то, что если человек хочет заниматься чем-то в сфере культуры, то первый вопрос, на который тут надо отвечать - это: а есть ли у меня возможность не работать за комнату, еду, одежду, чтобы пройти весь цикл до конца и получить результат?
Если от человека веет нуждой и проблемами выживания, то ему и будут предлагать работу за мизерные суммы и покровители у его таланта будут соответствующие. И это замкнутый круг, откуда трудно выбраться. Если заниматься лишь выживанием, то будет некогда делать масштабные новаторские проекты и повышать качество своих текстов, наращивать аудиторию блога, чтобы выйти на качественно новый уровень. Человек, чье существование завтра зависит от получения денег за сегодня впадает в невроз. А в этом состоянии ума никакой креативной мысли быть не может.
Многие из моих заказчиков на тексты - это дамы 40+, 50+. Сначала я удивлялась этому. А потом я поняла, что они поступают здраво: у них материальная база, место где работать, есть или свой бизнес или есть мужья, которые частично обеспечивают их существование и плюс доходы от творчества. И люди могут себе позволить творчество, не дрожа над вопросом " а продам ли я это завтра"
Лирическое отступление. Чем дольше живу, тем больше сомневаюсь, что музеи, галереи, история искусств, философия, эстетика и вся эта сфера культуры были созданы, чтобы люди там зарабатывали таким образом деньги на жизнь. Деньги там скорее побочный продукт, маленький бонус на поддержку штанов.
Процесс создания музеев, галерей, клубов больше похоже на способ развлечься и удовлетворить взыскательный вкус аристократов, или на способ успешных бизнесменов (иногда государства или церкви) подчеркнуть свою значимость, чем на способ для сотрудников учреждению иметь достойную з/п и карьерный рост. Поэтому выражения из серии "зарплата философа" и "оплата труда поэта" мне всегда режут слух. Грустно смотреть, что выходит, когда люди возлагают неоправданные ожидания на деятельность, которая может быть огромной радостью, оправданием своего существования, выходом для излишнего интеллектуального потенциала, способом нести пользу обществу, тем что связывает тебя с мертвыми предками, но никак не способом получить доход для закрытия базовых потребностей белкового тела.
--