«Стив Джобс», автор - Уолтер Айзексон.
Читаю сейчас книгу про основателя корпорации Apple, крайне противоречивого и по истине нетривиального лидера, чьё видение изменило мир не только компьютерного мира, но и повлияло на индустрию промышленного дизайна в том числе.
Пока я прочла лишь часть книги, но хочу сохранить в заметках свои размышления и интересные моменты, о которых я задумалась чуть глубже.
Наверное, сейчас самым ярким для меня впечатлением является феномен Джобса добиваться своего несмотря ни на что, его скрупулёзное умение выбирать в свою команду лучших, даже тех, кто не желает иметь с ним дело, он умело переманивал на свою сторону, включая свой манипуляторский талант на полную.
Здесь хочу рассказать о том периоде, когда всё руководство созданной им Apple выдворило Джобса с поста совета директоров и полностью из компании, лишив всех прав на созданное им детище. Это был для Джобса удар. Правда победитель - это тот, кто встаёт на один раз больше, чем упал. В этот непростой период он запоем слушал любимого Боба Дилона, чьи строки цитировал на одной из презентаций: (The Times They Are a-Changin) «кто сейчас проиграл, тот потом победит»…
И в этот момент он основывает новую компанию NeXT.
И для создания логотипа обращается к профи в сфере дизайна Полу Рэнду, настоящее имя которого - Перетц Розенбаум, который на тот момент был величиной в сфере дизайна и имел особую репутацию. Он обращается к тому с заказом, но Рэнд отказывается, мотивируя эксклюзивным соглашением с IBM. Отказ не случился остановкой в деле создания логотипа, на роль которого был выбран Пол Рэнд, и Стив созванивается с главами IBM и добивается разрешения от них на работу с дизайнером.
Лого был готов через 2 недели. Стоил баснословную сумму денег. 100.000💲(Почти 9 млн.₽)
На встречу со Стивом Пол принёс красочный буклет, в котором было отображена история процесса размышлений… И всего один вариант.
На самой первой встрече на вопрос Стива сколько вариантов он ему предложит, он довольно чётко и бескомпромиссно ответил, что лишь один! Для меня это эталон работы дизайнера, когда к тебе обращаются как к эксперту за Твоим Видением! И это показатель уровня самоценности личности! Я хочу так же.
Но вернёмся к повествованию.
На последней странице был размещён итоговый логотип. Для названия были использованы заглавные буквы и лишь «е» была строчной. В описании объяснялось, что она выделяется и символизирует education (просвещение), excellence (совершенство) и… e = mc 2 .
«Он задорно балансирует на уголке, излучая неформальность, дружелюбие и непосредственность рождественской марки, и в то же время обладает авторитетом канцелярского штампа». Слово Next было разделено на две строки и заполняло лицевую сторону куба, и как уже говорились «е» была строчной. Лишь в одном моменте Джобса не устроил дизайн, для буквы «Е» был выбран грязный оттенок желтого и Стив хотел заменить на более сочный, на что последовала следующая реакция: «стукнув кулаком по столу, Рэнд заявил: «Я занимаюсь этим уже пятьдесят лет и знаю, что делаю». Джобс уступил.»
Здесь хочу отметить философию работы, профессионализм и высокий уровень самоценности гуру дизайна.
Это меня восхитило и вдохновило одновременно, ведь именно смыслы, глубокая идея всегда лежали в работах Пола Рэнда и он мастерски через визуал играл ими! Делал это как заправский жонглёр цирка.
Мне очень откликнулась философия такого подхода, с моим «штрихом» видения коррелирует однозначно. Я из тех авторов, кто любит так же, создавая особенный продукт, вкладывать в визуал несомненные по важности бытия смыслы и идеи.
Смыслы в стильной одежде художественного образа - это и моя линия творить и я рада, что эта философия прослеживается у великих, чьи труды легли в основу мирового наследия дизайна как индустрии.
Как писал Пол: «Я пытаюсь создавать искусство. Делаю я это или нет— не зависит от меня, это зависит от бога.»
Чтение о таких примерах окрыляет, вдохновляете и расширяет кругозор. Не читая о Джобсе, не узнала бы про Пола Рэндола. Сейчас интересно почитать его книги. Но это уже чуть позже.