Рой Джеймс Браун (10 сентября 1925 – 25 мая 1981) – джамп-блюзовый музыкант, пионер ритм-н-блюза. Считается, что его работы 1940-х годов «вымостили путь» к возникновению рок-н-ролла. Браун был одним из первых популярных R&B-певцов, исполнявших песни в стиле госпел, которые тогда считались табу во многих церквях.
Браун родился в Киндере, штат Луизиана. Некоторые источники сообщают, что дата его рождения – 10 сентября 1925 года, но исследователи Боб Игл и Эрик Леблан указывают дату 10 сентября 1920 года, основываясь на информации переписи населения 1930 года и записях социального страхования.
Его мать была талантливой певицей и церковной органисткой. Как и многие R&B-певцы, Браун начал петь госпел в церкви. Он переехал в Лос-Анджелес в 1940-х годах, где некоторое время был профессиональным боксёром в полусреднем весе. В 1945 году он выиграл конкурс вокалистов в Million Dollar Theater, исполнив песню «There's No You», первоначально записанную Бингом Кросби. В 1946 году Браун переехал в Галвестон, штат Техас, где пел в группе Джо Коулмана, исполняя в основном песни из хит-парада в ночном клубе под названием Club Granada. В его репертуар уже тогда входила «Good Rockin' Tonight», но о ней чуть позже.
После того как его не взяли в вооружённые силы из-за плоскостопия, Рой получил свою первую серьёзную работу в клубе в Шривпорте, штат Луизиана, исполняя в основном поп-баллады, такие, как «Stardust». Владелец Bill Riley's Palace Park нанял его из-за его привлекательности как «негритянского певца, который звучит по-белому». Именно в этом заведении Браун начал разрабатывать свой блюзовый репертуар, изучая современные R&B мелодии. Он вернулся в Новый Орлеан в 1947 году, где выступал в Dew Drop Inn.
Рой был поклонником блюзового певца Вайнони Харриса. Когда Харрис появился в городе, Браун попытался, но безуспешно, заинтересовать его прослушиванием «Good Rockin' Tonight». Затем Рой обратился к другому блюзовому певцу, Сесилу Ганту, который выступал в другом клубе города. Браун представил свою песню, и Гант попросил его спеть её по телефону президенту De Luxe Records Джулсу Брауну в 4:00 утра. После такого перформанса певец немедленно подписал контракт со звукозаписывающей компанией. Это была песня в стиле джамп-блюза со свинг-ритмом. Она была выпущена в 1948 году и достигла 13-го места в чарте Billboard R&B. По иронии судьбы, Харрис записал кавер песни, и его версия поднялась на вершину чарта Billboard R&B позже в 1948 году. Пресли также записал кавер для Sun Records в 1954 году. Пол Маккартни говорил о «Good Rockin' Tonight»:
Этой композиции приписывают то, что она стала самой успешной записью на тот момент, когда слово «рок» использовалось не как эвфемизм для обозначения секса, а как описание музыкального стиля.
Браун продолжал оставлять свой след в чартах R&B, выпустив 14 хитов для De Luxe с середины 1948 по конец 1951 года, что сделало его, наряду с Харрисом, одним из лучших исполнителей R&B за эти три года.
После того как его популярность достигла пика, Рой начал переживать затишье в своей карьере. Его уменьшающееся состояние совпало с разрешением судебного процесса против King Records за невыплаченные авторские гонорары в 1952 году, в котором Браун победил, один из немногих афроамериканских музыкантов, сделавших это в 1950-х годах. После столь громкого дела блюзмен, возможно, был занесён в чёрный список исполнителей. Среди других несчастий Роя были неприятности с Налоговой службой. Столкнувшись с правительством из-за неуплаченных налогов, которые он задолжал, он обратился за помощью к Элвису Пресли. Пресли выписал ему чек на коричневом бумажном пакете, но этого было недостаточно, чтобы уберечь Брауна от тюрьмы за уклонение от уплаты налогов.
Певец ненадолго вернулся на Imperial Records в 1957 году. Также он сотрудничал с King Records, но к 1959 году его популярность пошла на убыль. Он находил эпизодическую работу, выступая везде, где его хотели слушать, и даже сделал несколько записей в течение 1960-х годов. Чтобы увеличить свой доход, он продал права на «Good Rockin' Tonight». В 1970 году Браун закрывал шоу Джонни Отиса на джазовом фестивале в Монтерее. В результате положительного приема публикой он записал «Love for Sale», которая стала его последним хитом.
Незадолго до своей смерти Рой выступал в Whisky a Go Go в Западном Голливуде, Калифорния, и был хедлайнером фестиваля джаза и наследия в Новом Орлеане в 1981 году, а месяц спустя скончался.
В 1952 году он попытался подать в суд на своего менеджера за невыплаченные гонорары, но преуспел лишь в том, что был исключён из музыкальной индустрии. Он провёл большую часть своей жизни в роли коммивояжёра, продававшего энциклопедии.
Браун умер от сердечного приступа 25 мая 1981 года в лютеранской мемориальной больнице Пакойма недалеко от своего дома в долине Сан-Фернандо. Певец был включён в Зал славы блюза в том же 1981 году.
Если попытаться составить короткий список исполнителей, оказавших самое важное влияние на становление рок-н-ролла, имя Роя Брауна будет недалеко от самой вершины списка. Он инноватор, звезда ритм-н-блюза, чьи буйные творения непосредственно предвосхитили восход рока. Его мелизматически молящий, пропитанный госпелом стиль исполнения прямо повлиял на вокальные стили Би Би Кинга, Бобби Блэнда и Литл Ричарда.
Fallout
«Butcher Pete (Part 1)»
«Мясник Пит (часть первая)» – песня, исполненная Роем Брауном в 1949 году. Её можно услышать в игре Fallout 3 на радио «Новости Галактики», на радиостанции Даймонд-сити в игре Fallout 4 и в Fallout 76 на «Радио Аппалачия».
Это баллада о неком Мяснике Пите, похотливом и неутомимом человеке, который без особого разбора удовлетворял сексуальные потребности многих женщин. В конце песни рассказывается, что Пит попал в тюрьму, но когда благодарные ему женщины пришли с выкупом, Мясник уже успел аналогичным образом поступить и со своим сокамерником.
Текст содержит строки про секс и насилие, что резко контрастирует с весёлым тоном музыки. Это называется дихотомией (противопоставлением), что является отличительной чертой серии Fallout.
На второй стороне сингла находится продолжение, поэтому в конце исполнитель произносит: «Turn this record over, you ain't heard nothing yet» («Переверни эту пластинку, ты ещё ничего не слышал»).
«Butcher Pete (Part 2)»
«Мясник Пит (часть вторая)» – композиция, записанная всё тем же Роем Брауном всё в том же 1949 году. Её можно услышать в игре Fallout 4 на радиостанции Даймонд-сити.
В песне продолжается история, что женщины, хотевшие, чтобы Мясник Пит продолжал «резать их», внесли залог, чтобы его выпустили из тюрьмы. Он пытался поехать в Китай, но, в конце концов, Пита поймали снова и посадили… на электрический стул, с которым он в итоге поступил точно так же, как и со всеми своими предыдущими «жертвами».
«Good Rocking Tonight»
«Сегодня вечером будет хороший рок» – самая известная песня Роя Брауна, выпущенная в июле 1947 года на лейбле De Luxe Records из Нового Орлеана. Звучит в Fallout 4 на радиостанции Даймонд-сити. Вокальные партии Брауна сопровождались оркестром Боба Огдена. На момент выхода это была самая успешная запись, в которой слово «рок» использовалось не как эвфемизм для обозначения секса.
Кавер-версия Винони Харриса поднялась на первое место ритм-н-блюзового чарта американского журнала «Билборд». Также композиция в его исполнении входит в составленный Залом славы рок-н-ролла список «500 Songs That Shaped Rock and Roll».
Каверы на неё записывали такие иконы раннего рок-н-ролла, как Элвис Пресли и Джерри Ли Льюис. И даже The Doors.
В 1949 году Браун написал продолжение песни под названием «Rockin' at Midnight» (2-е место в хит-параде категории ритм-н-блюза).
«Mighty, Mighty Man»
«Могучий, могучий человек» – композиция, которую написал и исполнил Рой Браун. Песня Fallout 3 и Fallout 4, звучащая в эфире радиостанций «Новости Галактики» и Даймонд-сити.
Была записана для лейбла De Luxe Records в Новом Орлеане в октябре 1947 года. Вокал Роя звучит в сопровождении оркестра Эрла Барнса.