Если вы когда-нибудь попадете в писательскую среду и захотите показать, что вы в теме, заведите разговор про синопсисы. Ручаюсь, равнодушным не останется никто!
Что это за зверь?
Очень просто: когда вы учились в школе, наверняка кто-то из одноклассников (а может, и вы сами) вместо того, чтобы читать "Войну и мир" с прочими "Отцами и детьми", пользовались кратким пересказом классики. Прочитал несколько страничек - и в общих чертах знаешь, про что этот "Евгений Онегин". Было такое?
Синопсис очень похож на краткий пересказ. Но есть нюансы:
1) пишет его не безвестный дядя из интернета, а сам автор книги;
2) чтобы получить синопсис, надо "ужать" книгу еще сильнее - в идеале, обьем не должен превышать одну страницу Word'a;
3) главные потребители синопсисов - не школьники, а редакторы в издательствах (хотя, на самом деле, не только они).
Зачем он нужен?
Представьте, что вы редактор, и вам присылают свои творения десятки непризнанных гениев, жаждущих опубликоваться. Каким бы мастером скорочтения вы не были, очень скоро захотите оптимизировать этот процесс.
Поэтому в требованиях всех издательств и присутствует наличие синопсиса (вообще-то не только поэтому, но эта причина самая по-человечески понятная).
Казалось бы, в чем проблема? Если ты сочинил целую книгу, то отлично знаешь ее, и пересказать ее сюжетец - пара пустяков.
Так, да не так!
1) каждому автору сокращение своего "шедевра", всех его великолепных вторых-третьих-двадцатых сюжетных линий и искрометных второстепенных персонажей - нож острый!
2) синопсис - вполне себе жанр, и пишут его по конкретным правилам. В которые надо врубаться, а этого хочется не всем. Да и в средней школе такому не учат.
3) даже первая попытка пересказать свой роман сразу выявляет кучу скрытых проблем в книге, что порождает желание то ли забухать, то ли бросить писанину и переквалифицироваться в управдомы;
4) ну кто вообще знает, что нужно этим редакторам?!!
Итак, писатель берет себя в руки и впихивает четыреста (а то и все шестьсот) страниц своего романа в одну страничку синопсиса.
И тут начинают твориться очень странные дела
Выясняется, что сюжет книги, в котором все было так ладно, складно и тщательно продумано... выглядит совершенно нелогичным, несвязным и непонятным!
Писатель, осознав, что с таким синопсисом дорога не к редактору в престижное издательство, а к психиатру с диагнозом "шизофазия", хватается за кипящую голову и в ужасе начинает нарезать круги по своей богемной мансарде.
Так как сделать так, чтобы этот жанр покорился?
Несколько советов и лайфхаков - не от меня, а от мэтров:
1) представьте, что за каждое слово синопсиса вам нужно заплатить тысячу рублей. Сразу появляется стимул писать лаконично и без "воды"
2) проверьте себя: в начало каждого предложения подставьте "поэтому". Например: "У Раскольникова есть теория. Поэтому он убивает бабку. Поэтому он нравственно страдает. Поэтому он решается признаться в преступлении. Поэтому он попадает в Сибирь". Если не прошли проверку - значит, в вашем сюжете одно не вытекает из другого. Переписываем!
3) нужно выделить главный "неожиданный поворот" вашей книги. Если из синопсиса не понятно, что Хлестаков никакой не ревизор, в топку такой синопсис!
4) в синопсисе обязательно описывается, чем закончился роман. Не боимся спойлеров, без них здесь нельзя!🫣
5) относитесь к синопсису так, как будто вы шлете в издательство только его, а саму книгу даже не отправите
Если тебе интересно со мной, то подписывайся на паблик Вконтакте и на Telegram-канал