Найти тему
Татар-информ

Шамиль Агеев: «Санкции серьезные, и они будут продолжаться»

Об участниках, приехавших на KazanForum инкогнито, недостатке внутренних инвестиций, необходимости сдержанного отношения к успехам рассказал председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову.

Шамиль Агеев: «Я думаю, что мы еще в полной мере не осознали значение и угрозы, исходящие от санкций, не до конца поняли необходимость перестройки всего государственного и хозяйственного механизма». Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»
Шамиль Агеев: «Я думаю, что мы еще в полной мере не осознали значение и угрозы, исходящие от санкций, не до конца поняли необходимость перестройки всего государственного и хозяйственного механизма». Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

«Кто-то, с учетом геополитической ситуации, участвовал инкогнито»

– В дни проведения KazanForum в столице республики прошел также и 3-й международный Форум ТПП. Какие вопросы на нем обсуждались, каковы его практические результаты?

– Форум Торгово-промышленных палат был встроен в программу KazanForum. Так происходит уже три последних года. Наша задача – усилить экономическую составляющую Международного экономического форума «Россия – Исламский мир». В мероприятии участвовали торгово-промышленные палаты из многих стран и регионов. Некоторые прислали представителей, кто-то, с учетом геополитической ситуации, участвовал инкогнито.

На форум Торгово-промышленных палат приехали 256 участников из 10 стран. Программа была выстроена следующим образом. В первый день форума предприниматели решали свои внутренние вопросы. В этой работе участвовали 44 Торгово-промышленные палаты, в том числе 33 президента палат. К нам приехал также очень сильный состав руководства Российской ТПП. А в последующие два дня все работали уже в рамках KazanForum. Была организована отдельная выставка. Работало 10 секций, на которых обсуждались очень важные вопросы развития экономического сотрудничества, улучшения бизнес-климата и т.д. Очень важный момент: на этом форуме были очень сильные зарубежные делегации: из Ирана (37 человек), Турции, Индии, Малайзии и др.

Отдельно обсуждали такие большие темы, как «Россия – Азербайджан», «Россия – Иран», «Россия – Турция», «Россия – Индонезия», и т.д. В рамках этих секций поднимались сложные вопросы, проблемы, которые мешают развивать экономическое сотрудничество между нашими странами. Обсуждение стало очень плодотворным, результатом все довольны. Все участники уехали с чувством хорошо выполненной работы.

Что касается России, то в форуме приняли участие представители торгово-промышленных палат из 34 регионов, включая Москву, Санкт-Петербург.

​«Форум Торгово-промышленных палат был встроен в программу KazanForum». Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
​«Форум Торгово-промышленных палат был встроен в программу KazanForum». Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«В Татарстане не хватает переводчиков с фарси, трудно найти специалистов»

– Чем важен KazanForum для развития экономических связей России и Татарстана?

– Форум укрепляет наши экономические контакты с бизнесом из Ирана, Турции. Сейчас ищем и находим подходы к укреплению связей с Китаем. В наших приоритетах преобладает восточный вектор. Нужно находить новые контакты, новых людей, налаживать новые связи. Переориентация России на Восток идет серьезная, а многие к этому не готовы.

К примеру, в Татарстане не хватает переводчиков с фарси, трудно найти специалистов. Значит, нужно учить этому языку.

«Ни в коем случае нельзя расслабляться»

– Последние два года характеризуются для России развитием в условиях ограничительных санкций. Экономика страны переживает в связи с этим комплекс проблем. Каковы главные их них? Что может сделать в этом плане ТПП России в сотрудничестве с ТПП других стран?

– В России ни у кого не было опыта работы в условиях санкций. Мы сейчас изучаем опыт Ирана. Наша главная задача – развивать производство, проводить импортозамещение. Во многих регионах уже есть хороший опыт, и мы обмениваемся накопленным за последние год-полтора практическим багажом. Нужно использовать опыт работы зарубежных представительств российской ТПП.

Сейчас необходимо разворачивать бизнес с акцентом на импортозамещение, на развитие рациональных бизнес-контактов, готовить кадры. Все это – непростые задачи. Санкции серьезные, и они будут продолжаться еще длительное время. Ни в коем случае нельзя расслабляться.

​«Сейчас необходимо разворачивать бизнес с акцентом на импортозамещение, на развитие рациональных бизнес-контактов, готовить кадры». Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
​«Сейчас необходимо разворачивать бизнес с акцентом на импортозамещение, на развитие рациональных бизнес-контактов, готовить кадры». Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Много сложностей с оплатой, поставкой грузов между нашими странами»

– Как за последнее время изменился, скорректировался круг задач, решаемых ТПП?

– Круг задач серьезно расширился еще в период эпидемии Covid-19. Сейчас проблем меньше не стало. В конце мая месяца в Китае работала большая делегация из России, в том числе и представители Татарстана. Вместе с Премьер-министром России Михаилом Мишустиным в Китай поехали почти тысяча российских предпринимателей. Недавно торговые миссии нашей палаты побывали в Узбекистане, Азербайджане, Индии, Иране, Киргизии и т.д. Эти поездки способствуют усилению взаимовыгодных контактов. Нам очень важно, чтобы наши предприниматели активно работали в этих странах. Много сложностей с оплатой, поставкой грузов между нашими странами. Вопросов много, их нужно оперативно решать.

«Главное направление движения страны – на Восток»

– Масштаб и уровень KazanForum серьезно вырос в этом году. Какие результаты от него вы ожидаете в перспективе?

– В этом году форум стал федеральным. Это случилось впервые. Мы к этому долго шли, путь был непрост. Этого удалось добиться благодаря упорству нашего Раиса Рустама Нургалиевича Минниханова. В форуме приняло участие почти 80 стран, около 1200 иностранных делегаций, представленных на очень солидном уровне. Мы показали, что мир от нас не отвернулся, что у нас развиваются международные контакты. Мы еще раз доказали, что Казань способна проводить такие мероприятия. На форуме были также участники почти из всех регионов России, а межрегиональное сотрудничество – очень важный фактор успешного экономического развития. Но самое главное направление движения страны – на Восток.

​«В KazanForum приняло участие почти 80 стран, около 1200 иностранных делегаций, представленных на очень солидном уровне». Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
​«В KazanForum приняло участие почти 80 стран, около 1200 иностранных делегаций, представленных на очень солидном уровне». Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

– Кстати, о Востоке. Как вы оцениваете сотрудничество Татарстана со странами исламского мира с точки зрения объемов, динамики, направлений?

– Недавно у нас была делегация Республики Шри-Ланка. В последнее время у нас серьезно вырос объем торговли с этим государством. Растут объемы сотрудничества с Ираном, Китаем, другими странами. Существенные объемы работы идут через Объединенные Арабские Эмираты. Сейчас, к сожалению, ситуация такова, что мы не можем называть конкретные фирмы и конкретные объемы. Нам не до публичности. Но тот факт, что мы начинаем работать с этими странами, очень важен.

Растут масштабы торговли халяльной продукцией. Раньше на нее не обращали серьезного внимания. Сейчас приоритеты поменялись. Хотя вопросов в этой сфере немало, в частности есть проблемы с сертификацией. Эти проблемы подробно обсуждались на соответствующих сессиях KazanForum.

– Как бы вы оценили перспективы развития исламского банкинга в России?

– Об этом говорилось много, но до недавнего времени дело вперед не двигалось. Перед началом KazanForum в республику приезжала группа депутатов Госдумы РФ. Они изучали вопросы, связанные с исламским банкингом. Соответствующий закон уже прошел первое чтение. При подготовке законопроекта ко второму чтению рабочая группа будет опираться и на опыт обсуждения темы исламского банкинга на KazanForum. Будем надеяться, что дело пойдет быстрее. Исламский банкинг обладает существенной спецификой. Несмотря на трудности, будем работать дальше, отстаивать свою позицию. Надежда есть.

​«Исламский банкинг обладает существенной спецификой. Несмотря на трудности, будем работать дальше, отстаивать свою позицию. Надежда есть». Фото: president.tatarstan.ru
​«Исламский банкинг обладает существенной спецификой. Несмотря на трудности, будем работать дальше, отстаивать свою позицию. Надежда есть». Фото: president.tatarstan.ru

«Малый бизнес имеет пределы своих возможностей»

– Поговорим о деловом климате в стране. Как вы оцениваете эффективность и востребованность инструментов государственной поддержки и стимулирования бизнеса в текущей сложной экономической ситуации?

– В прошлом году инструментами государственной поддержки во всех ее формах воспользовались 44 тыс. предпринимателей. В масштабах России это не много. Хотя мер поддержки достаточно, но не все они доходят до адресата. Играют свою негативную роль и неинформированность предпринимательского сообщества, чрезмерная бюрократизация процесса. Это сложный комплекс проблем.

Количество предпринимателей в республике не снизилось. Сейчас в Татарстане зарегистрировано около 170 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, около 250 тысяч самозанятых. В малом и среднем бизнесе занято примерно 40% трудоспособного населения, эти цифры соответствуют общероссийским. Но нужно иметь в виду, что малый бизнес имеет пределы своих возможностей. В государственной политике нельзя делать упор только на него. К сожалению, тридцать лет назад мы пошли по неправильному пути, разрушая авиастроение, станкостроение и т.д. Уповали на малый бизнес. Но дело в том, что малый бизнес может развиваться только в связке с крупным бизнесом, с крупными предприятиями.

​«Нужно иметь в виду, что малый бизнес имеет пределы своих возможностей. В государственной политике нельзя делать упор только на него». Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»
​«Нужно иметь в виду, что малый бизнес имеет пределы своих возможностей. В государственной политике нельзя делать упор только на него». Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

– Как бы вы охарактеризовали влияние контролирующих органов на работу бизнеса? Насколько влияние снизилось или, наоборот, выросло?

– Сегодня более актуально совсем другое – нужно, чтобы не снижалось количество и качество проверок в тех сферах экономики, которые связаны с безопасностью людей, с их здоровьем. Иногда эти важные вопросы упускаются из внимания. Бизнес, связанный с производством товаров и услуг для безопасности людей, всегда должен быть под контролем. Без этого нельзя.

– Как вы оцениваете ситуации, связанные с нарушениями прав предпринимателей? Как эти проблемы разрешаются? Насколько эффективно при этом взаимодействие ТПП при решении этих проблем с государственными органами?

– Этими проблемами занимается прокуратура. Каких-то больших по масштабу проблем в последнее время нет, мелкие бывают. Другое дело, что сейчас надзорные органы в своей работе делают акцент на профилактику, предупреждение нарушений. Есть проблемы с открытием счетов и т.д., но в целом эти вопросы регулируемы и в повестке дня остро не стоят.

«Кое-какие успехи есть, но этого явно недостаточно»

– Как бы вы оценили опыт Татарстана по привлечению инвестиций, созданию механизмов поддержки предпринимательства? Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, республика показывает хорошие экономические результаты.

– Я бы относился к этому очень сдержанно. Нам нельзя хвалиться. Кое-какие успехи есть, но этого явно недостаточно. Сейчас нужно перестраивать свою работу так, чтобы росли внутренние инвестиции. Ведь что получается? У населения на руках почти 17 трлн рублей, а платежеспособный спрос падает. Банки в большей степени работают на себя. То есть нет увязки: банк – производство. Есть сложности с этим, и их нужно разруливать. Одними декларациями при этом не отделаешься. Сейчас период очень напряженной работы. Я думаю, что мы еще в полной мере не осознали значение и угрозы, исходящие от санкций, не до конца поняли необходимость перестройки всего государственного и хозяйственного механизма. Надеюсь, что сейчас этот процесс пойдет более ускоренными темпами.