Николай II был человеком религиозным и суеверным. Под стать ему была и супруга Александра Фёдоровна.
Николай II понимал власть как божественный союз между правителем и обычным людом. Он искал прямой связи с народом и часто не прислушивался к советам чиновников. Несмотря на то, что во время царствования Николая II проводились многочисленные канонизации и возрождались старинные церковные праздники, императорская чета нередко игнорировала утверждённую традицию и искала проявления божьей воли в праведниках из народа. Император искренне верил в то, что промысел божий сочетается с верой юродивых, пророков и мистиков, которые, по его мнению, смогли бы ему помочь в любом деле.
На протяжении нескольких лет у Николая и его супруги Александры Фёдоровны рождались только дочери. После появления на свет четвёртой девочки чета убедилась, что над ними тяготеет злой рок. Тогда они стали обращаться к пророкам из народа в попытках узнать, родится ли у них наследник.
В 1900 г. состоялась первая встреча Романовых с таким пророком. Николай приказал найти и привезти в Царское Село матушку Матрону Босоножку, за которой закрепилась слава предсказательницы. Матрона была крестьянкой. Она жила в трущобах Санкт-Петербурга и всегда ходила босиком, за что и получила своё прозвище. Матрона часами могла убеждать Николая и Александру Фёдоровну в том, что у них родится сын, а те в свою очередь завороженно слушали и верили каждому её слову.
Через год Романовы пожелали встретиться с монахиней Пашей Саровской. Она отказалась приезжать в царскую резиденцию, поэтому Николай с женой ездили к ней в Серафимо-Дивеевский монастырь. Общение с Пашей было сложным: царь не понимал того, что она говорила.
Некоторое время при дворе находился Василий Ткаченко, бывший солдат, решивший принять веру. Он вёл уединённый образ жизни, скитался по России в монашеской рясе, с посохом, увенчанным крестом, и проповедовал.
Яркой личностью был Митька Коляба, его сопровождал помощник Елпидифор. Однажды Митька предсказал рождение сына чете Абамелек-Лазаревых. Пророчество сбылось. Об этом узнал князь Оболенский и решил привести Колябу к Николаю и Аликс. Коляба был инвалидом с рождения: хромал, плохо слышал и говорил, у него случались эпилептические припадки. Елпидифор расшифровывал слова Колябы часто так: Митька лимонаду просит или хлеба с вареньем — хотя, возможно, Митька этого не подразумевал. Когда царевна была беременна пятым ребенком, у Митьки случился очередной припадок, который его помощник интерпретировал следующим образом: понять, кто в утробе — мальчик или девочка, — пока невозможно, но Митька молится, а значит всё будет хорошо.
После Митьки Колябы появилась Дарья Осипова. Она болела эпилепсией. Часто ее припадки воспринимали как транс, в который Осипова погружалась для того, чтобы пророчествовать. В своей деревне Дарья прославилась тем, что имела способность исцелять. Кликуша Дарья свои поведением и проклятиями нагоняла страх на Александру Фёдоровну. Тем не менее в то время, когда она находилась при дворе, родился наследник цесаревич Алексей, и Николай стал по-особому относится к Дарье.
Некоторое время император покровительствовал Николаю Демчинскому, прославившемуся своими точными прогнозами погоды. В начале 20-го в. метеорология не считалась наукой, а воспринималась как нечто мистическое, что притягивало царя. Метеоролог убеждал монарха: не надо быть пророком, чтобы предсказывать, что правление Николая II будет временем величайших реформ. Демчинский говорил о необходимости уменьшить дистанцию между обществом и правительством. Он написал пару проектов реформ.
Довольно долгое время при дворе находился тибетский врач Жамсаран Бадмаев. Помимо лечения, он иногда заговаривал о том, что необходимо присоединить Тибет к России. Врачевание Бадмаева и правда помогало цесаревичу Алексею, а также другим пациентам, поэтому шарлатаном его назвать трудно. Из-за тактичности, мягкости и врачебного мастерства Бадмаеву удалось стать статским советником.
Нельзя не сказать и о Григории Распутине. Установить, какое именно влияние имел Распутин на царскую семью, по сей день является сложной задачей. Существует несколько предположений. Согласно официальной версии того времени, Григорию удавалось спасать Алексея от проявлений гемофилии и устранять истерические припадки и мигрени у Александры Фёдоровны. Николай и Аликс видели в Распутине человек из народа, через которого можно было уменьшить дистанцию между правительством и народом.
Николай II с женой интересовались и оккультизмом. До них дошло известие о популярном в Европе французском медиуме Незье Филиппе. Он предсказывал будущее, проводил спиритические сеансы, а также занимался гипнозом. Мистер Филипп, как его называли при дворе, начинал свой пусть с так называемой оккультной медицины, в которой он использовал психические токи и астральные силы. У Незье не было лицензии на медицинскую практику, за что его многократно штрафовали.
Тем не менее он помог двум русским дворянкам, которые и рекомендовали Филиппа царской чете. Так француз оказался в Царском Селе. Там он занимался гипнозом и практиковался в предсказывании будущего. Нередко Филипп проводил спиритические сеансы, на которых Николай мог «общаться» со своим умершим отцом. Незье хотел получить звание доктора медицины, но в Европе у него не получалось этого сделать. В России же ему это звание присудили, так как он имел очень хорошие отношения с императором.
При дворе Романовых был и медиум из Испании по прозвищу Папюс (Жерар Анаклет Венсан Анкосс). Он был учеником Филиппа и практиковался в тех же сферах. Впервые Папюс приехал в Россию в 1901 г., так как хотел основать школу психофизиологии. Тогда он и познакомился с Романовыми. Второй приезд состоялся в 1905 г. уже по просьбе императора. В то время происходила первая революция, и император не знал, что делать. Тогда Папюс вызвал дух Александра III, который «сказал» Николаю, что революцию надо подавлять, причём со всей жестокостью.